Птицы летают, рыбы плавают, а человек мыслит и познает»
(Джон Холт, писатель и педагог)
Новорожденный олененок инстинктивно встает на свои слабые, тоненькие ножки и, неуверенно ступая, следует за матерью. У людей же дело обстоит иначе: их дети могут делать первые шаги, лишь когда им исполнится год. Однако люди обладают поистине уникальным мозгом, возможности которого намного превышают возможности мозга любого животного. Такая уникальность человеческого мозга проявляется, например, в ненасытном детском любопытстве, их неудержимом стремлении все познавать и исследовать с помощью своих органов чувств — даже пробуя на вкус! Однако экспериментирование на этом не кончается. Любой родитель знает, что малыш в стремлении понять и исследовать все вокруг пытается согнуть, стукнуть, потрясти или разобрать то, что попадается ему в руки,— и часто это приводит его в восторг.
Любознательность детей проявляется еще больше, когда они начинают говорить,— а ведь одно это уже можно считать грандиозным достижением! Совершенно неожиданно дети становятся самим воплощением любопытства. Они только и знают, что задавать свои бесконечные вопросы: «Почему это?» и «Почему то?», подчас испытывая терпение родителей. Их познание мира часто сопровождается бурным восторгом и вспышками любопытства».
Через несколько лет дети во многих странах вступают в новый мир познания — мир парт и учебников, мир знакомства с учителями и, возможно, сотнями других детей. Печально, что с течением времени во многих детях угасает интерес к такого рода обучению. Для некоторых учеба в школе становится скучным и тягостным занятием. Возможно, детям не нравятся некоторые предметы, а учителя не могут пробудить в них интерес к учебе. Или же, когда от детей требуют хороших оценок, они испытывают волнение и стресс. Такие неприятные ассоциации могут остаться у человека на всю жизнь, так что в зрелом и даже в преклонном возрасте он будет сторониться всего, что требует глубокого размышления или исследования. У пожилых есть еще одна трудность — принято считать, что в их возрасте познавательные способности неизбежно утрачиваются. Но, как вы увидите в приведенной ниже информации, такая точка зрения ничем не обоснована.
Хотелось бы вам и дальше развивать в себе способность и желание познавать что-то новое, независимо от того, сколько вам лет? Если у вас есть дети, хотелось бы вам, чтобы они лучше учились и находили удовольствие в приобретении знаний как в школьные годы, так и на протяжении всей жизни? Если да, то ознакомление с приведенной ниже информацией сможет вам некоторым образом помочь достичь этого.
КАЖДЫЙ ПОЗНАЕТ МИР ПО - СВОЕМУ
Нет двух одинаковых людей — и для каждого из них какой-то определенный способ обучения будет наиболее эффективным. Что подходит одному, может быть трудным для другого. У каждого человека свои познавательные способности, и поэтому каждый, кто любит и хочет учиться должен узнать самого себя, знать свои сильные и слабые стороны.
Например, некоторые лучше понимают и запоминают материал, глядя на картинку или схему. Одни лучше усваивают информацию на слух, другие — видя перед собой печатный текст, а кто-то предпочитает и то и другое вместе. Поэтому, чтобы лучше запомнить какую-то информацию, нужно как-то ее видоизменить. Если это картинка, опишите ее словами, если это фраза, представьте ее в виде схемы или рисунка. Такой подход делает обучение не только эффективным, но и более интересным.
Возможно, вам придется испробовать разные методы, чтобы понять, какой из них подходит вам больше всего. В книге «Мозг изнутри» говорится, что «возможности мозга зависят от того, насколько активно он задействован. Тут работает основной принцип: хочешь, чтобы мозг не утратил своих возможностей,— тренируй его». Также автор отмечает: «Исследования показывают, что, подобно тому, как занятия физкультурой помогают тем, кому за 70 или 80, оставаться сильными и энергичными, умственные упражнения поддерживают способности мозга. Всегда считалось, что старение неизбежно ведет к умственной деградации. Однако последние исследования показали, что такое происходит потому, что люди фактически сами обрекают себя на это, давая мозгу бездействовать. Кроме того, идея о том, что при старении каждый день большое число клеток мозга отмирает, не подтвердилась». Резкое ухудшение умственной деятельности — это обычно результат каких-то болезней, в том числе сердечнососудистых.
Конечно, с годами мозг может утрачивать какие-то свои возможности, но далеко не полностью. Активный мозг,— по словам ученых,— противостоит деградации, а тем более когда человек регулярно занимается физкультурой. Как говорится в книге «Учиться и в старости: новые рубежи в мире стареющих», «чем активнее используются познавательные способности, тем больше эти способности растут. Те, кто не перестает учиться, преуспевают в познании все больше и больше» («Elderlearning—New Frontier in an Aging Society»).
Этот факт был подтвержден результатами 20-летних исследований, проведенных в Австралии с участием людей в возрасте от 60 до 98 лет. Деградация интеллекта многих участников эксперимента составила лишь 1 процент в год. Однако, согласно тому же источнику, «интеллект некоторых, в том числе и тех, кому за 90, не ухудшился вовсе. Это были в основном те, кто, согласно замыслу эксперимента, систематически что - нибудь изучали,— некоторые, например, изучали иностранный язык или занимались музыкой». Исследования показывают, что знания, накапливаемые человеком за 70—80 лет,— лишь капля в море по сравнению с возможностями его мозга. Некоторые неврологи полагают, что за жизнь средней продолжительности человек использует только сотую долю одного процента (0,0001) потенциальных возможностей своего мозга. Хороший повод задать вопрос: почему наш мозг обладает такими огромными возможностями, если за жизнь нормальной продолжительности мы можем использовать лишь ничтожную их часть? Почему же мозг имеет такие огромные ресурсы? Об этом читайте ниже.
СОЗДАНЫ, ЧТОБЫ УЧИТЬСЯ ВЕЧНО
«В голове каждого человека находится незаурядный компактный двигатель – продуктивный орган, возможности которого кажутся тем более бесконечными, чем больше мы о нем узнаем» (Тони Бузан и Теренс Диксон, ученые)
Какой объем информации может вместить человеческий мозг? Этот вопрос продолжает озадачивать ученых. В своей книге о возможностях мозга Питер Расселл пишет: «Чем больше мы узнаём о человеческом мозге, тем больше сознаём, что его потенциал намного превосходит все ранее имевшиеся представления о нем» («The Brain Book»).
Например, возможности нашей памяти огромны. По словам Питера Расселла, «память нельзя уподобить постепенно заполняющемуся контейнеру, скорее она подобна дереву с «растущими» на ветвях крючочками, к которым цепляется новая информация. Она представляет собой новый набор крючочков, к которым присоединяется очередная новая информация. Так, возможности памяти могут расти. Чем больше мы узнаём, тем больше мы способны узнавать». Это возвращает нас к ранее поднятому вопросу: почему человеческий мозг имеет такие колоссальные неиспользованные ресурсы?
Теория эволюции не дает этому разумного объяснения. Поскольку она основывается на утверждении, что «выживает сильнейший», она ставит мыслящих людей в тупик, не давая объяснения, почему у человеческого мозга такой большой потенциал. Для сравнения подумайте: зачем производить огромный грузовик, если он будет перевозить лишь горсть песка?
Библия, однако, предлагает гениально простое и логичное объяснение этого вопроса. Прежде всего, в ней говорится, что наши прародители, Адам и Ева, были созданы по образу Бога, способными отражать прекрасные Божьи качества. Также в ней рассказывается о том, что люди были созданы с целью жить — а значит, и учиться — вечно (Бытие 1:27; 2:16, 17). Возможности человеческого мозга отражают это намерение Бога, хотя пока и несовершенным образом,— из-за греха, поработившего человечество (Римлянам 5:12). Тяжело представить, какие умственные способности будут у человека в будущем, когда последствия греха будут устранены. А что можно сказать о разуме нашего Творца? Посмотрите, что об этом говорится в Библии: «Все народы пред ним как ничто, -менее ничтожества и пустоты считаются у Него (Исаия 40:17), «Нет мудрости, и нет разума, и нет совета вопреки Господу» (Притчи 21:30). И наш удивительный мозг сконструирован и создан тоже Им ! И в завершении статьи хотел бы дать некоторые советы, как улучшить свои способности учиться.
БЛАГОДАРЯ ЧЕМУ УЧИТЬСЯ БУДЕТ ЛЕГЧЕ И ПРИЯТНЕЕ?
Проявляйте интерес. Гораздо охотнее мы учимся тому, что нас увлекает. В одной книге говорится: «Исследования однозначно показали, что, когда люди учатся чему-то с удовольствием, их знания глубже, обширнее и прочнее. Также они проявляют больше усердия, подходят к учебе более творчески и с удовольствием берутся за трудные задачи» («Motivated Minds—Raising Children to Love Learning»). Это подтверждает одна латинская пословица, которая гласит: «Желающего судьба ведет, нежелающего тащит» - привел ее из умеющейся у меня книги В. С Ротенберга «Мозг, обучение, здоровье», издательство «Просвещение», 1989. Интерисующимся рекомендовал бы прочитать.
Связывайте то, что узнали, с жизнью. Писатель и педагог Ричард Уивер II писал: «Именно тогда, когда изучаемый материал непосредственно связан с жизнью, возникает искра, которая пробуждает разум и способность понимать». Осознание того, что изучаемый материал может иметь практическую ценность для нас способствует лучшему его усвоению.
Пытайтесь вникнуть. Пытаясь вникнуть в суть дела, люди активизируют свой разум и память. Механическое заучивание иногда необходимо, но не стоит подменять им глубокое понимание сути предмета. В Притчах 4:7, 8 говорится: «Всем имением твоим приобретай разум. Высоко цени ее [мудрость], и она возвысит тебя».
Сосредоточивайтесь. Способность сосредоточиться в учебе просто необходима. Она настолько важна, что ее называют основным условием развития интеллекта и даже приравнивают к
самому интеллекту. Способность сосредоточиваться можно развить. Можно начать с коротких занятий, постепенно увеличивая их продолжительность.
Пересказывайте своими словами.
В своей книге «К каждому ребенку свой подход» Мэл Левин отмечает: «Самые лучшие ученики — это те, кто лучше всего может пересказать что-либо своими словами». При этом информация разбивается на более мелкие части, которые легче перефразировать и запомнить. Те, кто умело делает записи, пользуются этим принципом, не записывая все слово в слово.
Ассоциируйте с уже известным. В своей книге Питер Расселл сравнивает новую информацию с крючочками на уже известной нам информации. Легче запоминать, если ассоциировать новое с тем, что уже знаем. Чем больше ассоциаций — тем легче запомнить («The Brain Book»). Например, приведу пример использования этого совета лично мной. У меня более развита декларативная память. Как – то запоминание фамилий мне дается немного труднее. Одного раза не смог как – то запомнить фамилий двух людей. Одной девушки фамилия Драганчук, а другой Белощука. Как решил проблему? Создал себе в памяти ассоциации. Знаю, что есть такая штука, как драга (такая машина для промывания породы при добыче золота). Когда в следующий раз увидел эту девушку, то сразу вспомнил слово «драга» и моментально фамилию девушки «Драганчук». А относительно второй, то создал ассоциацию «белая щука» - люблю рыбалку. И уже фамилию второй девушки никогда не забуду. Видя ее иногда как – то машинально приходят на ум слова «белая щука» и всплывает машинально в памяти фамилия «Белощука».
Создавайте в уме зрительные образы. Яркие образы надолго запоминаются, поэтому по возможности старайтесь представить информацию наглядно. Специалисты по мнемонике пользуются этим методом, создавая в уме зрительные образы в гротескной или юмористической форме с целью лучше запомнить материал. Бесподобным учебником, использующим этот принцип для улучшения усваивания материала служит книга М.И. Дубровина «Иллюстрированная грамматика английского языка», Москва, издательство «Просвещение», 1986. Пользовался ей для изучения английского языка. Рекомендую всем изучающим английский язык.
Не ленитесь учиться. Если «приходит лень», то вспоминайте выражение К.Н. Боуви: «Немногие умы гибнут от износа, по большей части они ржавеют от неупотребления». Мне лично помагает.
Повторяйте то, что уже узнали. За 24 часа мы можем забыть до 80 процентов новой информации. Но если кратко повторять изученный материал через день, неделю, месяц и даже через полгода, мы намного лучше запомним его и даже сможем воспроизвести со 100-процентной точностью.
Буду рад, если эти несколько советов помогут вам развить свои способности и научиться лучше учиться.