Таинства мышления.
Работа человеческого мозга основана на использовании хранящихся в памяти ранее приобретенных, синтезированных или когда-либо откорректированных ассоциативных схем. Да, это именно те ассоциации, сами по себе всплывающие в сознании, когда мы сталкиваемся с новым предметом, алгоритмом, образом, ситуацией, процессом и прочими материальными сущностями среды.
Согласимся с тем, что почти сразу же наш услужливый мозг извлекает из памяти нечто схожее из ранее увиденного, услышанного, прочитанного, опробованного и т.п., пытаясь как бы подставить знаки равенства между ними. То, что извлекается для сравнения с незнакомой данностью, по существу составляет наш личный прижизненный опыт. Без него мы в принципе не способны к восприятию новых схем, так как понятийный аппарат человека базируется на поэлементных представлениях о сути и свойствах вещей своего предметного окружения, накапливаемых в процессе индивидуального развития. Мозг также обладает удивительной способностью автоматически выстраивать из простых опробованных схем цепочки более сложных логических построений, которые в плане реализации, какой либо возникшей задачи, могут быть существенно видоизменены, записаны в память, и в последующем, использованы как новые схемы.
«Разобранные» по классам эти схемы в комплексе с эмоциональным механизмом реализуют разнообразные специфические аппараты мышления, например: практических навыков; языковых форм; зрительного восприятия; слухового и пр.
Очевидно, массив ассоциативных схем отдельно взятого человека можно представить как своеобразное личностное информационное поле, организованное по принципу перекрестных логических ссылок. Что, то, похожее на очень сложный и большой кроссворд, с множеством пересечений и развилок. В свою очередь оно является одной из активных частичек некого глобального гомоориентированного информационного поля, созданного человечеством за историю существования. Носителями глобального поля, к которому мы постоянно обращаемся, например, когда читаем книгу, слушаем лекцию или разговариваем, являются память отдельных людей, литература, СМИ, интернет, кино и т.п. Оно реально существует и умрет только с последним своим живым пользователем.
Еще одна из замечательных способностей мозга состоит в том, что он способен детально анализировать поступающие в него данные, последовательно переводя их на язык простых ассоциаций и сверять с похожими конструкциями, своего информационного поля. Память человека устроена так, что одновременно с этим осуществляется и логический контроль соединительных связей задействованных ассоциаций, в системе схем, реализующих аппарат причинно-следственных зависимостей.
Образно, представим себе огромный щит, где в результате аналогичного процесса, смоделированного на компьютере, замигали бы красные и зеленые индикаторные лампочки, обозначающие «ложь» и «истина», соответственно. Подобная картина может быть эквивалентна состоянию человека, читающего интересную сказку. Воспринимаемый мозгом текст «переводится» на язык схем из ранее запечатленной родственной информации как реальность, а также схемы явно не реальные. При этом занятии мы почти сразу определяем, что есть вымысел, а что быль. Любая сказка или фантазия основана на некой полу правде. Например: большинство свойств ковра-самолета и бабы Яги в нашей памяти помечены как истина, кроме одного. Мы не знаем реального случая полета без какого-либо движителя или с какими-либо «самонесущими» элементами, вследствие чего эмоциональный механизм вырабатывает импульс - это свойство ложно. Ощущение лжи здесь возникает из-за противоречия с нашими представлениями о реальных летательных аппаратах. И все это, заметьте, происходит на подсознательном уровне.
Отсутствие ассоциаций по поводу прочитанного ведет к частичному или полному не восприятию текста. Мозгу требуется дополнительная информация, которую можно почерпнуть во внешнем поле в виде справки. Соответствующим образом согласованная с данным текстом, она также записывается в память в каком-то формализованном виде, иногда, весьма продолжительными последовательностями, составляющими сложные комбинации логически связанных новых, ранее приобретенных и откорректированных схем. Человек при этом как бы говорит себе: Вот, сейчас я это, наконец, понимаю. И будет понимать в дальнейшем, несмотря на много вариантность текстовок и разнообразие рассматриваемых ситуаций.
Видимо, на идентичных принципах реализуется и творческий процесс. Мозг, как бы ре комбинирует хранящиеся в памяти логические последовательности до достижения результата, когда ни одна из найденных комбинаций не вызывает сомнений, как несоответствующая истине.
Попробуйте найти, а затем беспристрастно проанализировать какое-нибудь новое техническое решение, на предмет новизны его составляющих. Если данная задача успешно разрешена, то вы с удивлением убедитесь в том, что элемент новизны состоит лишь в какой то не традиционности применения уже знакомой ассоциации, ранее приобретенной при обращении к совершенно иной области деятельности. Не случайно говорят, что все новое это хорошо забытое старое.
Сама же не традиционность, скорее всего, возникла по причине банальной «ошибки» в работе чрезвычайно сложного компьютера, каким является мозг, или может быть результатом успешно осуществленного многовариантного перебора и перестановок ранее известного. В этом видимо и состоит смысл творческого процесса.
Человек мыслит не словосочетаниями, а накопленными в памяти ассоциативными последовательностями. Его мозг постоянно обучается всякого рода «пониманиям» и «умениям», в последствие моментально настраиваясь на распознавание сродной информации. Результат этого сложного и постоянно осуществляемого процесса, проявляется в виде неосознаваемых по разному поводу предчувствий, интуиции, в некотором смысле мистицизма. По этой причине есть смысл чутко прислушиваться к своему подсознанию. Это мощный интеллектуальный инструмент, помогающий человеку адекватно реагировать на сложные и, казалось бы, незнакомые обстоятельства жизни. Слово и движение ему служит лишь формой выражения мысли.
Мы знаем, что любая мысль может быть выражена на английском, немецком, французском и других языках, но это не означает, что в памяти ее выразителя сохраняется несколько разноязычных копий. Формулирование мысли – есть «одевание» сконструированного мозгом, применительно к данным обстоятельствам, комплекса ассоциативных последовательностей в словесную оболочку. Запас же слов и словосочетаний составляют хорошо организованный набор символов, используемых для адресации к соответствующим ассоциативным схемам. Идеальная ложь, т.е. символическая последовательность, совсем не вызывающая ассоциаций, для мозга представляет собой то, что называют словесной «абракадаброй». И это объективная реальность, которую можно только принять.
Шевеловоковая вымра, брендя и затругивая невой шугой, гиркнула в терущийся протавеланец и окореминовалась в перьютьевый клот.
Что Вы по этому поводу скажите Уважаемый читатель? Не ощущаете ли вы, в связи с данной абстракцией, что-то пока не формализуемое, но, безусловно, уже как-то знакомое?
А, мне жаль, эту вымру. Ну, как же она так не осторожно? Взяла, да и гиркнула, да ни куда-нибудь, а прямо в терущийся протавеланец. Вот тебе и на…! Теперь, что делать с этим, клотом? Ума не приложу. А, ведь была самая шевеловоковая, где ещё найдешь…..?
Или следующее: Так ей и надо! …… Или: Ура! Поздравляем с выдающимся успехом российских ученых, первыми в мире получивших перьютьевый клот!
Это автор, своими комментариями, придал смысловую нагрузку, логику и эмоциональную окраску, изначально совершенно загадочному событию, которое, выразилось в хоть и согласованных, но плохо осознаваемых, ассоциативных схемах из Вашего литературного опыта. Этот опыт точно формулируется лингвистическими правилами построения русской речи. Добавить бы к написанному соответствующий словарь и все встало бы на свои места.
Настоящая же «абракадабра» выглядела бы так:
Шапыминнтпадк всыцс, бшгнем т мыроджэшгшн ррапввыкеб…….
Абсолютной фантазией, является и «абракадабра» на экране телевизора, если он принимает картинку из хаотически распределенных пятен. Между тем, можно ожидать ситуации, когда эти пятна случайно образуют сочетание, вызывающие ощущение реального зрительного или чувственного образа. На этом эффекте базируется абстрактное искусство. Как бы не изощрялись фантасты и сказочники, они не в состоянии полностью оторваться от реальности, иначе их просто не поймут. Попробуйте лично сочинить сказку, где все образы и их окружение не соответствуют действительности. Гарантирую полный провал затеи. Ваш мозг не в состоянии оторваться от своего «хранилища» ассоц