-- Рубрика - экскурс: "Дорогоуказывающая нить Ариадны. Говорят авторитеты". 8)
(А если и ни нить, то все равно, - думаю, текст, что внизу, быть может, и не покажется кому-то попусту потраченным временем. Так что, решайте, надо ли это вам читать? Но, тем, кто все же таки решился, - приятного, естественно, прочтения). .
* * *
В силу почти неподъемной «многгабукофенности» материала, опускаем все, что подразумевалось под "сознанием" вплоть до французкого мыслителя Рене Декарта (1596 – 1650, - прожил 54 года), потому что именно им в явной форме проблема философии сознания и была впервые сформулирована, - и была она сформулирована, как известно, в духе психофизического дуализма.
Сам же термин "сознание" в русский язык был введен после Декарта 150 лет спустя Н.М. Карамзиным (1766 – 1826, прожил 60 лет), как калька с латинского conscientia, которое и означает "сознание". У Карамзина сознание – это знание, построенное на основе использования языка и существующее в знаковой форме. В философии, в психологии и еще в целом перечне других наук до настоящего времени понятие сознания, к сожалению, употребляется в очень разных значениях, между которыми подчас почти нет ничего общего. Потому, - хотя бы в общих чертах, - следующее:
" …. Ответ на вопросы, которые остаются без ответа, заключается в том, что эти вопросы должны быть иначе поставлены".
------- Георг В. Фридрих Гегель (1770 (ровесник Карамзина) – 1831, прожил, как и Карамзин 61 год).
« … Сознание вышло из сферы, где субъект и объект познания были разделены, и вошло в сферу, где оно стало своим объектом. Но чтобы знать, что оно такое, оно должно проделать свои опыты над самим собой. Эта самость должна стать предметом для себя.»
---------------------------- он же, - Георг Вильгельм Фридрих Гегель.
" … Если сознание берет начало в любой информационной системе, значит можно сказать, что термостат в какой-то степени обладает сознанием".
--------------------------. Дэвид Чалмерс, «Сознающий ум», «В поисках фундаментальной теории». (Пер. с англ. Изд.2 URSS. 2015 г.. 512 стр., первое издание на англ.языке - 2008 г.)
" … Сознание обладает специфическим и неотъемлемым качеством субъективной реальности, которое присуще нашим ощущениям, мыслям, желаниям и т.п., всем сознаваемым явлениям нашего внутреннего мира, нашего Я. Оно временно теряется в глубоком сне, коме, в других случаев потери сознания и является единственным удостоверением для человека, что он живет (существует). Именно это качество составляет главную трудность при объяснении места сознания в физическом мире и его связи с мозговыми (и вообще с телесными, физическими) процессами). Вот уже более полувека эта проблема (MindBrain Problem) служит предметом интенсивного обсуждения в аналитической философии, в котором участвуют десятки крупных мыслителей, и за это время накоплен поистине огромный объем литературы. Однако, несмотря на столь значительные интеллектуальные усилия, трудно говорить о каком-либо концептуальном прорыве в ее решении. Это подчеркивается не только российскими специалистами, но и авторитетными представителями аналитической философии.
Описание явлений субъективной реальности производится в понятиях цели, смысла, ценности, воли и т. п., Специфика явлений субъективной реальности состоит в том, что им нельзя приписывать физические свойства (массу, энергию, пространственные характеристики). Этим они отличаются от предметов исследования классического естествознания и претендуют на особый статус, определение которого всегда предъявляло трудные вопросы для философов материалистической ориентации и естествоиспытателей, в особенности для тех, кто изучал связь психических явлений с деятельностью головного мозга".
----------------------- Д. И. Дубровский, доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник сектора теории познания, Института философии РАН, монография "Проблема сознания в философии и науке", Москва, Канон+, 2009 г., 472 стр.).