Цитата |
---|
eLectric пишет: Также говорят о философском понятии времени. К нему относят последовательность событий...
Gavial пишет: Увы! Физика его игнорирует. |
Да. Слишком велика разница в проблемах и методах.
В физике время, это эмпирически измеряемая длительность.
В философии время, это направление "течения" событий.
Конечно, философия физики, это прежде всего физика и физическая философия относится к времени по физически.
Философию времени занимают вопросы отличные от физических. Скажем, отличие "настоящего" (становления) от прошлого и будущего.
Или является ли прошлое многовариантным? Любое утверждение на этот счёт окажется эмпирически непроверяемым и пребудет в области философии, а не науки.
Казарян писал в 1980 г. (ПОНЯТИЕ ВРЕМЕНИ В СТРУКТУРЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ):
"... Если же теория призвана не только описывать, но и объяснять сущность явлений, т. е. быть знанием об объективном мире, тогда ученый должен обращаться к общим представлениям о мире и познании, т. е., по терминологии неопозитивистов, к метафизическим проблемам, которые являются предметом исследования классической традиции в философии. Но они выводятся неопозитивистами за пределы научного анализа. Науку, считают они, нельзя ставить в зависимость от метафизики, поэтому она может говорить лишь о явлениях; наука, конечно, имеет предпосылки, но ими выступает здравый смысл. Наука для неопозитивистов - сама себе философия.
Такая трактовка науки, философии, их взаимоотношений определяет и характер исследования феномена времени. Анализ проблемы осуществляется как анализ физических представлений о времени.
Г. Рейхенбах в работе “Направление времени” четко формулирует свою позицию. Он исследует те свойства времени, которые, по его мнению, отличают время от пространства, и называет их топологическими (качественными) в отличие от метрических свойств (количественных). Метрические свойства исследуются в процессе измерения временных отрезков, определения одновременности и т. д."