Цитата |
---|
Вероника пишет: Социальная эстафета должна быть шире и более общей ИМХО. Так что это будет мемокомплекс внутри социальной эстафеты передачи данных о деятельности без обучения. |
Мем – это в какой-то мере вербализованная эстафета. В большинстве случаев эстафеты не распространяются отдельно от мемов. Они реплицируются совместно.
Предлагаю для удобства дальнейшего обсуждения взаимосвязанные образования из эстафет и сопутствующих мемов (мемокомплексов) обозначить новым термином.
Как Вам термин «эстафема» (эстафемы)?
Что это даёт:
«Если использовать термин «знание» в узком смысле слова, то содержание географической карты нельзя полностью зафиксировать в форме знаний или, как иногда говорят, нельзя свести к совокупности высказываний. Множество высказываний счетно, карта континуальна. Конечно, практически термин «знание» используется в гораздо более общем смысле: и карта – это система знаний, и график – знание, и непосредственный образец деятельности тоже – «неявное знание».
Но такой подход дает нам очень недифференцированную картину и фактически сводит знание к любой информации. Я полагаю, что противопоставление механизмов социальной памяти и ее содержания, которое отсутствует в современной эпистемологии, принципиально и очень обогащает картину.
Не следует сваливать в одну кучу социальные эстафеты, информационный рынок, знание, карту, способы задания функций в математике или движения точки в механике и т.д.
График – это знание или некоторая особая форма фиксации функциональной зависимости, заслуживающая специального эпистемологичекого анализа? Я лично придерживаюсь последнего. Такая дифференциация порождает большое количество вопросов, которые раньше никогда не ставились. Например, существуют ли для разных видов социальной памяти какие-то границы содержания, которое может быть зафиксировано средствами этой памяти? Частично, разумеется, не полностью я уже ответил на этот вопрос на примере карты.
А какие вообще механизмы памяти можно выделить в современной науке? А система координат – это механизм памяти? А можно ли программы систематизации знания (коллекторские программы) считать особыми механизмами памяти? Например, классификация сама по себе – это знание или некоторое устройство памяти? Таких вопросов можно задать много, и на большинство из них у меня нет ответа».
М.Розов, «Познание как предмет эпистемологии»
Попытка Розова представить все проявления семантической информации как вербализованные эстафеты приводит к серьёзным трудностям.
В своей работе я дал несколько определений мемов как семантических файлов. Понятие «мем» существенно шире понятия «вербализованная эстафета», поскольку включает, в частности, также «идеальную» составляющую, как она представлена, например, в работе Розова «К методологии анализа феномена идеального»:
Введение понятия «эстафема» разрешило бы значительную часть тех проблемы, на которые у Розова «нет ответа».
Более того, развитие метагенома можно было бы представить как изменение содержания эстафем от почти «чистых» эстафет (до появления речи), через комплексы эстафет и мемов, – до (в пределе) только мемокомплексов (мемплексов).
Всё-таки информационная техника медленно, но неуклонно продвигается к полной имитации реальности в духе Д.Дойча.
В пределе все разновидности знания должны быть доступны всем в форме мемплексов...