Цитата |
---|
Гость. пишет: Т.е. информация - это то, что, так или иначе, связано с сознанием? |
Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.
|
|||
|
|
|
|||||||||
|
|
|||
|
|
Строкою смысл …. .... ВБИВАЕМ. |
|||
|
|
|||
|
|
В прошлом раунде дискуссии Вы пытались одним махом разрешить проблему разумности, объяснив разумность просто целесообразностью (целенаправленностью). Если бы я мог такое предположить, то просто не стал бы терять времени на обсуждение. Я всё предполагал, что у Вас в рукаве какая-то оригинальная мысль… Это же надо такое представить: допустить предположение, что за тысячи лет никто из философов не догадался до такого невероятно простого решения такой невероятно сложной проблемы! Изумительно… Теперь Вы порешили одним махом разделаться с понятием «семантическая информация» и заодно (без ознакомления с источниками) порассуждать о сложнейшей проблеме - проблеме смысла. И причём всё это только на основе собственных соображений. Изумительно… Но давайте по порядку. 1. Термин «шенноновская информация» вовсе не мой. Он общепринятый. Вы хотя бы в поисковике-то смотрели? Ну, например: Так что, как поговаривает тут один дискуссиант: мимо кассы. 2. Термина «информация вообще» действительно не существует. Я использовал это словосочетание исключительно чтобы подчеркнуть, что существует понятие «информация», более общее, чем информация шенноновская. Думаю, что Вы прекрасно меня поняли. Однако Ваша установка состоит в том, что шенноновская информация и есть самое общее понятие. И это несмотря на совершенно однозначную оценку ограниченности своей теории самим Шенноном… Потом Вам захотелось вовнутрь этой ограниченной теории запихнуть семантическую информацию. Не получится. Шенноновская теория информации асемантична в принципе. Давайте посмотрим источники: «ИНФОРМАЦИЯ - одно из центральных понятий современной философии и науки, широко вошедшее в научный обиход с 50-х гг. XX в. Данное понятие все чаще рассматривается в качестве третьего компонента бытия - наряду с веществом и энергией. Этимологически "информация" (лат. Informatio - разъяснение, изложение, осведомление) - термин обыденного языка, относящийся к познавательно-коммуникативной сфере человеческой деятельности и обозначающий совокупность сведений о каких-либо событиях или фактах. Т. о., И. в обыденном смысле есть прежде всего определенное содержание, однако именно эта - содержательная - сторона И. остается до настоящего времени наиболее неясной. В стремлении дать определение понятию И. ученые прошли за последние 50 лет эволюцию от формальных (преимущественно теоретико-математических) дефиниций того, что собой представляет и как может измеряться количество И., до новейших попыток построения универсальных концепций информационного общества, универсального метаязыка, всеобщей метатеории и т. п. Парадоксальность многих из этих концепций заключается в том, что само понятие И. в них не определяется, а принимается на интуитивном уровне. Отсюда понятен профессиональный интерес к осмыслению феномена И. среди философов. Разработки в области теории И. содействовали сдвигам в методологии научного познания, которые нашли выражение в смещении акцентов от вещи к отношению, от поисков универсальной первоосновы бытия к признанию разнообразия в качестве базового принципа научного исследования. Именно эти категории философии - отношение и разнообразие - занимают сегодня центральное место в попытках определить природу информационных явлений. Вместе с тем многочисленные исследования феномена И. обнаружили его связь с организацией, системностью, упорядоченностью, структурой, а также с функциональными состояниями и процессами в сложных системах управления. И тогда И. предстает как функциональное свойство процессов управления, неотделимое от последних, а теория И. - как раздел кибернетики. Из научно-технических разработок по теории И. родились специализированные научные дисциплины. Это информатика (комбинация из слов "информация" и "автоматика") - область изучения научно-технической И., ориентирующаяся на автоматизированную обработку данных, массивов знаний производственно-технического и социального назначения с использованием вычислительной техники, средств связи и математико-программного обеспечения. Другая научная дисциплина - информология (наука об И.) - область изучения И. как фундаментального фактора бытия, закономерностей производства, передачи, получения, хранения и использования И. Теория И. в узком смысле (математическая теория связи) - область изучения информационных процессов со стороны количества И., проходящей по каналам связи, запоминаемой и т. п.; в ней рассматриваются вопросы оптимального кодирования сообщений в форму сигнала, максимальной пропускной способности каналов связи и др., (вопрос о содержании сообщения (сигнала) обычно выносится за рамки этой теории)». В. Кемеров. Философская энциклопедия. - "Панпринт", 1998 г. «Встав в один ряд с таким фундаментальными категориями, как материя и энергия, И. превратилась в необычайно широкое понятие и продолжает раскрываться все шире и глубже. В зависимости от области исследований И. имеет множество определений: обозначение содержания, полученного от внешнего мира в процессе приспособления к нему (Н. Винер); отрицание энтропии (Бриллюэн); коммуникация и связь, в процессе которой устраняется неопределенность (К. Шеннон); передача разнообразия (Эшби); мера сложности структур (Моль); вероятность выбора (Яглом). Каждое из этих определений раскрывает ту или иную грань многоаспектного понятия И. как меры неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и времени и меры изменений, которыми сопровождаются все протекающие в мире процессы. И. как объект научного исследования и изучения предполагает выделение технических, семантических и прагматических аспектов. В техническом аспекте изучаются проблемы точности, надежности, скорости передачи сообщений, технических средств и методов построения каналов передачи сигналов, их помехозащищенности и др. В семантическом аспекте исследования направлены на решение проблемы точности передачи смысла сообщений с помощью кодированных сигналов. Прагматический аспект исследования И. заключается в том, насколько ценным для потребителя является полученное сообщение с точки зрения влияния этого сообщения на последующее поведение потребителя». Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов, 1998 г. Надеюсь, что из изложенного понятно, что шенноновская информация – только очень небольшая составляющая «информации вообще»… 3. Отдельно о понятии «семантическая информация». В качестве примера: «СЕМАНТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ уточнение понятия "информации" с т. зр. ее смысла (значения, содержания – см. Семантика), целью к-рого является в известном смысле адекватное приписывание количеств. меры "качественным" семантич. характеристикам сообщений (предложений, высказываний)». Философская Энциклопедия. 4.
Вы, похоже, совсем не интересуетесь моими ссылками. Я их даю исключительно по теме и только в ответ на Ваши вопросы. По вопросам лекций об информации – к Бекману. По вопросам проблемы смысла – к семиотике (ссылка Техрука) и Розову. Так что не запутывайтесь далее, а прочитайте, наконец, источники… Вашу самопальную теорию смысла я обсуждать, естественно, не собираюсь… Вовсе не из неуважения. Как только Вы всё-таки прочитаете источники, и так всё станет понятным… 5. Мне, кстати, понравилось определение семантической информации, которое дал Техрук: «семантическая информация - это закодированное цивилизационно-культурное сообщение». 6. Существует даже мнение, что именно семантическая (смысловая) информация и есть эта самая «информация вообще»: «Информация – псевдонаучная категория, отражающая сам факт наполненности Природы смыслами. По мере увеличения знания понятие информации отмирает в сознании Человека, уступая место понятию смысловой информации». Г.Мир. Краткий критериологический словарь, 2002 г.
Изменено:
hohl - 22.01.2013 23:53:33
|
|||||
|
Есть мнение, что "смысл" - это совокупность интересующих значащих параметров.
А уж придумать значения за нами не заржавеет. Еще раз повторяю, передатчик, вкладывая смысл в сообщение, прогнозирует его угадывание приемником. Приемник же пытается угадать смысл сообщения прогнозируемый передатчиком. Сами понимаете никаких гарантий в сложных ситуациях. Вот и весь сакральный смысл семантики.
Изменено:
Техрук - 23.01.2013 02:07:37
Нельзя объяснить непонятное еще более непонятным
|
|
|
Да не буду я с вами собачиться, не напрягайтесь. Всего-то хотел узнать у вас, правильно ли на Вики написано про семантическую информацию и кто тот мудрый человек, кто сомневается в её существовании. Но вы зачем-то захотели "с другой стороны", а на вопрос так и не ответили.
В споре не рождается истина, но убивается время.
|
|||||
|
Что, в общем, далеко не новость...
Ясность - одна из форм полного тумана
|
|||||
|
|
||||
|
|
|||