«Господа! Если к правде святой мир дорогу найти не сумеет – честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой!» (Беранже.) Если бы «сны золотые» оставались на книжных полках – пожалуйста! Однако они имеют тенденцию к реализации. И тогда трещат кости народа, который не хочет втискиваться в прокрустово ложе вымысла. Один вариант мы пережили, нам предлагают другой. Автор статьи Иван Пашук и президента уже сюда подключает. Но если к реализации утопической идеи подключается государство, – а без этого никак не обойдешься, – то… Видимо, нас мало секли.
И «планов громадье» у нас уже было. В результате их осуществления жизнь страны повисла на волоске, и нас чуть было не отдали немцам. Уроки истории надо усваивать. Вперед надо идти медленно, опираясь на реальные силы каждого отдельного гражданина. В свое время бывший президент Путин очень разумно выразил смысл нашего общего продвижения вперед: сделать страну конкурентоспособной на мировом рынке, свободной и притягательной для наших граждан и тех, кто живет за ее пределами. А я выразил бы свое понимание ситуации еще проще: избавь нас Бог сегодня от коммунизма и «Третьего Рима» и помоги в самом простом – в здоровье, безопасности, свободе, материальном благополучии.
Что нужно детям и подросткам для их духовного здоровья? Изучение родной истории в ее отрицательных, но прежде всего положительных аспектах. Сколько у нас героев! Изучение в школе и в специальных кружках и клубах. Участие в гуманитарных акциях вместе со взрослыми и без них. Спорт. Он полезен для здоровья физического и духовного. Возможно создание организаций, но без грубого навязывания. Втягивание детей и подростков в политические игры следует категорически запретить. Партийных активистов (среди них немало настоящих бесов) в школу не пускать. Послешкольный возраст продолжает дела школьного возраста. Участие молодежи в политике допустимо только в рамках партий. Всякие выкрики на ее собраниях (Да здравствует...! и пр.) и шагание строем, думаю, надо отменить.
Много пишут о качественном образовании при Советах. В тоталитарном государстве, где все основано на насилии, учили внешне качественно. И зеки у нас работали качественно, и дети, которые находились в положении зеков, учились качественно. В Германии начала тридцатых школьное дело было поставлено даже лучше. Однако в таком типе образования есть что-то ущербное, чего наши педагогические отцы еще не осознали. Я укажу только на один факт: мы сильно подорвали здоровье народа. 16 августа 2008 года