Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 ... 25 След.
Мозг - это просто, френология или методология?
Ладно. Вроде, начали говорить о субъективном, затем перешли на сознание, затем о душе и, наконец, о терминах.

Вообще, имхо, спорить о терминах, это шиза
Спорить о понятиях, это философское. А сама философия - продукция понятий.
Спорить о закономерностях, это спор научный. А сама наука, это выявление закономерностей.

Все эти понятия - субъективное, душа, сознание... отражают различные подходы к одному и тому-же: управление человеческим поведением.
И пока что наибольшую научную ценность (возможно, мой ограниченный взгляд) имеет понятие введённое Павловым - ВНД, высшая нервная деятельность.
[URL=https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8B%D1%81%D1%88%D0%B0%D1%8F_%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C#]ВНД[/URL]
Во всяком случае, в отличие от всех других, от Декарта до Фрейда
Мозг - это просто, френология или методология?
[QUOTE]dyk пишет:
Ну с местом то все понятно – под черепной коробкой оно. Другое дело, что своего "наблюдателя" мы можем помещать далеко за её пределы.[/QUOTE]Ну вот, про это я оговаривал; "Это не геометрическое место" и поэтому-же поставил слово "место" в кавычки. Имеет смысл говорить о понятийном пространстве и "месте" в нем.
Например, есть последовательность цветов и каждый цвет имеет определённое место. Так, зелёный цвет расположен между желтым и голубым. Алфавит тоже пространство, где каждая буква имеет определённое место среди других букв.
Понятийное (а также говорят и про смысловое) пространство характеризуется логическими условиями:
1- Каждый объект расположен не более, чем в одном месте.
2- Каждое место содержит не более одного объекта.
[quote]eLectric пишет:
И когда вы пишите: "материально-виртуальное пространство сознания-души" у меня глаза собираются в кучку.

dyk пишет:
Выше я вроде бы обосновал, что мозг производит вычисления[/quote]Мне непонятно, что означает совмещение противоположного - "материально-виртуальное пространство".
А "душа-сознание", которые через дефис? Они синонимы или имеется ввиду их пересечение, какая-то общая часть?
[quote]eLectric пишет:
Ну, хорошо, а то, что я описал - граф воспоминаний, этакий mind map, может сойти за пространство сознания?

dyk пишет:
Я с Макрофагом солидарен – у воспоминаний нет локализации в мозге. Положение, по идее, должна спасти голографическая модель. Но Макрофаг с ней не соглашался.[/quote]Ну так и mind map это не схема мозга.
Мозг - это просто, френология или методология?
[QUOTE]janmik@yandex.ru пишет:
А может быть душа приобретается воспитанием? И это просто персонализация тех качеств, что требуется человеку для удержания в равновесии сообщества?[/QUOTE]Это да. Т.е. если изначально отбросить религиозное представление (мол, душа вложена извне и неизменна), То по материалистическому подходу, то она имеет биологическое врождённое основание и развивается вместе с человеком.

Я бы со своей стороны предложил такое: индивидуальные качества определяющие поведение человека. Или по-другому: Совокупность принципов определяющих, сознательно или нет, поведение.
Та их часть, которая оптимизирует социальное поведение называется нравственностью.

Но тут такое дело. "Душа", это исторически религиозный и бытовой термин. Хорошо объясняется в [URL=https://ug.ru/duh-i-dusha-o-nematerialnyh-nachalah-cheloveka/]Дух и душа. О нематериальных началах человека[/URL]
Всякий, кто будет читать какое-либо наше определение будет прикидывать: а как, объясняет ли оно что значит "тоскливо на душе"? Объясняет ли оно, что значит "бездушный человек"? и т.д. И всех удовлетворить невозможно.
Тогда, если подходить атеистически, то такую нематериальную штуку определяющую индивидуальные качества человека, не называть душой. Уж слишком далеко от религии такое её понимание.
Мозг - это просто, френология или методология?
[QUOTE]dyk пишет:
Когда-то, в теме “Что же такое сознание?” подробно выясняли этот момент. Геометрического места не имеет нематериальная производная сознания – душа. “Она – везде и нигде определенно” – писала Валентина Кульчицкая, цитируя К.Д. Ушинского.[/QUOTE]Не менее важно и то, а пришли ли к консенсусу?. Мнение Кульчицкой достоверно доказано или только правдоподобно?
[quote]“Материя причинна, душа целенаправленна” – утверждали вы. Но направления присущи и материальному пространству. То есть они являются общим фактором материально-виртуального пространства сознания-души.[/quote]Тут придётся прокомментировать мои-же слова: Душа целенаправленна, если бы она была. Я не считаю реальной ту душу, про которую говорит Кульчицкая.
Лучше было-бы сказать, что направления присущи и материальному миру. Кажется, пространство само по себе направления не имеет.
Мы ещё как-то не определились, что называть пространством сознания. И когда вы пишите: "материально-виртуальное пространство сознания-души" у меня глаза собираются в кучку.

Термины "душа" и "сознание" придумали ещё до нас с вами. Одни говорили, что это искра божья, другие, что души вовсе нет. Нам остается придумать такое определение, которое учитывает сложившиеся мифологемы или отдельные черты понятия "душа". Ведь слова "душевный человек (или друг)" или "поговорить по-душам" имеют некоторое определённое значение, которое влияет на наше понимание, что такое "душа".

Я имел ввиду, что душа (если-бы она была) управляет поведением человека, а поведению человека свойственна целенаправленность. Но насколько реальна целенаправленность? Или это такой-же миф, как и душа?
[quote]Типа карта звездного неба для штурмана. А направления на звезды – как логические градиенты (термин от Saggitarius’a) в нейронной сети мозга.[/quote]Ну, хорошо, а то, что я описал - граф воспоминаний, этакий mind map, может сойти за пространство сознания?
Мозг - это просто, френология или методология?
[QUOTE]dyk пишет:
Это делалось исходя из утверждения: «Своим разумом я обязан организации молекул моего мозга, но не их особому составу», Фримен Дайсон. [/QUOTE]Пока что из этого можно сделать такой вывод: Функцией сознания обладают некоторые большие и сложноорганизованные системы элементарных тел. Но никак не следует, что неким сознанием (или прото-сознанием или субъективностью) обладает каждое элементарное тело.

[quote]eLectric пишет:
А что это такое - пространство сознания?

dyk пишет:
Gavial, опять же, считал трехмерность психофизиологической иллюзией, результатом интеграции в сознании двух систем координат (бинокулярного зрения).
Но … была в НиЖ статья, где доказывалось, что наше зрение не аналог фотоаппарата, глаза совместно с мозгом обрабатывают спектр частот и функции корреляции (сдвиги фаз). Там же говорилось, что слух работает так же. Можно показать, что и остальные чувства функционируют по тому же универсальному принципу. А что такое спектр частот и функции корреляции? Это набор гармоник и комплексная составляющая, если вспомнить преобразование Фурье. Комплексная составляющая дает направление. Из направлений и складывается пространство сознания, пространство памяти.[/quote]Из последнего предложения надо думать, что пространство сознания и пространство памяти это примерно одно и то-же. Я то с этим согласен, но мне кажется, что это никак не геометрическое место.
Вообще, центральным понятием пространства является "место", а собственно пространством можно назвать упорядоченную систему "мест". Мне кажется, под пространством памяти естественно считать некую систему организации воспоминаний. Скажем, некий граф, в котором узлы обозначают отдельные воспоминания, а ребра - связи (например, ассоциативные) между ними.
Мозг - это просто, френология или методология?
[QUOTE]eLectric пишет:
А по-моему, суть сознания в способности отдавать себе и/или другим отчёт о своих чувствах, мыслях и знаниях.

dyk пишет:
То есть в способности помещать "наблюдателя" во вне, за границу собственного "Я", смотреть на себя со стороны.[/QUOTE]Взгляд со стороны, хотя и не суть, но следствие сознания, как процесса - осознания.
[quote]eLectric пишет:
А если проще и не привязывая "внутренние события субъекта"?:
Время - причинная последовательность событий.

dyk пишет:
Ваше определение не противоречит Gavial’овскому, если вспомнить, что понятие субъект он предлагал распространить на любое физическое тело, обладающее способностью к отражению внешнего воздействия. Причинность как следствие отражения.[/quote]В этом случае не противоречит, но во всяком случае упрощает и не привязывает к понятию субъекта.
А вот что принципиально, что Gavial дал свое определение "субъекту". (Это по вашим словам, но я верю, поскольку помню, что в этом вопросе Gavial не стеснялся) Так вот, если давать новые определения давно устоявшимся понятиям, то можно получать новые и весьма парадоксальные логические выводы. И если любое физическое тело можно назвать субъектом, то и всё, что происходит с этим телом можно назвать субъективным. И, как следствие - время субъективно.
"Ба! - воскликнул Беркли сегодня - да я же говорил об этом ещё 100500 лет назад. Всё в мире субъективно!"
[quote]эмоционально-психическую составляющую пространства сознания, ограниченного мозгом, одной электрохимией не объяснишь.[/quote]А что это такое - пространство сознания?
Мозг - это просто, френология или методология?
[QUOTE]dyk пишет:
Отличие только в одном: Сознание – один из высших уровней развития субъективной реальности, присущий достаточно сложным формам организации материи и заключающийся в способности самовыделения из объективной реальности.  Опять же от Gavial’a определение.[/QUOTE]А по-моему, суть сознания в способности отдавать себе и/или другим отчёт о своих чувствах, мыслях и знаниях. И технически выражается в вербальном или письменном описании этих самых чувств, мыслей и т.д.
[quote] Время – последовательность отражения объективных событий, соотнесённая с последовательностью внутренних событий субъекта (памятью).[/quote]Это тоже от Gavial?
А если проще и не привязывая "внутренние события субъекта"?:
Время - причинная последовательность событий.
[quote]По мнению Gavial'a взаимодействие вообще происходит благодаря наличию границы: "Само по себе «отражение» – это фикция, возникающая как осязаемый образ в пограничной (контактной) зоне субъекта и объективной реальности. «Наукообразно» это – мгновенная квазистационарная граница динамического равновесия объективных и субъективных факторов."[/quote]Я, конечно, так наукообразно не смогу, но попытаюсь правильно.
И взаимодействие объектов и граница между ними, это два следствия одного, более общего, положения: это разные объекты.
Мозг - это просто, френология или методология?
[QUOTE]ArefievPV пишет:
Цитата
eLectric пишет:
Объективность существует вне нас, независимо от нас и не для нас.
Цитата
eLectric пишет:
Насчёт взаимодействия, это, конечно, да. Если предмет существует, он взаимодействует с другими объектами. Если не взаимодействует, значит и не существует.
========
А вы не видите здесь некоего противоречия?

Взаимодействующие своим взаимодействием изменяют друг друга. По сути, наличие взаимодействия означает наличие взаимозависимости.

То есть, то, что независимо от нас, не существует для нас. Это тонкий момент и не сразу укладывается в голове.[/QUOTE]Это да. Тонких моментов достаточно, особенно на границах понятий.
Вот спорный момент: боль объективна или субъективна?
Далее про реальность. Если серьёзно говорить, то объективность и субъективность это несколько размытые термины. Мы тут подразумеваем под объективностью и действительность и наше отношение к ней.
Гораздо яснее использовать понятия объективная реальность и субъективная реальность, когда мы говорим о совокупности объектов, а не отношений.
Так вот, давно ещё, когда в этом разбирался, то нашёл два вида определений для объективной реальности:
1- То, что существует вне и независимо от сознания.
2- То, что существует вне сознания.
И я пришел к выводу, что второе более правильно. Именно так, как вы и заметили. Например, карандаш на моем столе это объективная реальность. Но, если я захочу, то могу его сломать. Значит, он зависит от моих хотелок и моего сознания. А существует вне их.
(Кроме того, слово "существует" также требует некоего расщепления. Употребляя один и тот-же термин "существует" и для предметов и для их свойств можно впасть в логическую ошибку. Собственно, недаром говорят, что предметы существуют, а свойства предметам присущи. Зато, когда абстрагируем свойство от кокретного предмета, то начинаем говорить о существовании свойства.
И не очень понятно выражения "существует для". По-моему объективная реальность либо существует, либо нет. Независимо для кого и чего. ).

Ну и- если солнце от нас не зависит, а мы от него зависим, то оно очень даже существует.
Мозг - это просто, френология или методология?
[QUOTE]ArefievPV пишет:
2.Повторяющий результат наблюдения. То есть, мы, раз за разом, посмотрев в определённое место в определённый период времени видим эту звезду, а, значит, она существует объективно (типа, независимо от нас). Но ведь именно так для нас и формируется объективность – согласованность/совпадение/схожесть/одинаковость результатов множества наблюдений.[/QUOTE]Ну вот я и говорю: давайте отличать объективное от истинного.
Что значит: "именно так для нас и формируется объективность"? Объективность существует вне нас, независимо от нас и не для нас. Вот что у нас формируется, так это наши знания, мнения и утверждения об объективном.

И 2- не смешивайте доказательство объективности с индуктивным доказательством истинности. Это утверждения считаются истинными, если они много раз подтверждались. А объективное никак не зависит от количества наших наблюдений. Мы, может, вообще суслика не видим, а он есть.

Насчёт взаимодействия, это, конечно, да. Если предмет существует, он взаимодействует с другими объектами. Если не взаимодействует, значит и не существует.
Мозг - это просто, френология или методология?
Давайте логически, от определений
Субъективное, это то, что в сознании. Мнение (о чём-то) это продукт работы мозга, именно в сознании. Чужое мнение, хотя и в чужом сознании, но всё-таки в сознании, а значит субъективно.
Другое дело, что Я считаю своё мнение истинным и если Чужое мнение совпадает с моим, то Я также считаю его истинным.
Давайте разделим понятия объективное и истинное.
Страницы: Пред. 1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 ... 25 След.
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее