[QUOTE]M.Reynolds пишет:
Звериный оскал патриотизма
1. Марков Александр, Эволюция человека том 2 Обезьяны нейроны и душа 2011
[URL=http://royallib.com/read/markov_aleksandr/evolyutsiya_cheloveka_tom_2_obezyani_neyroni_i_dusha_2011.html#0]http://royallib.com/read/markov_aleksandr/evolyutsiya_cheloveka_tom_2_obezyani_neyroni_i_dusha_2011.html#0[/URL]
2. Франс де Вааль "Истоки морали. В поисках человеческого у приматов" [URL=http://modernlib.ru/books/frans_de_vaal/istoki_morali_v_poiskah_chelovecheskogo_u_primatov/]http://modernlib.ru/books/frans_de_vaal/istoki_morali_v_poiskah_chelovecheskogo_u_primatov/[/URL]
3. К. Лоренц "Агрессия" [URL=http://ethology.ru/library/?id=39]http://ethology.ru/library/?id=39[/URL] [/QUOTE]
Спасибо за ссылки.
По теме:
Сначала две выдержки.
http://ethology.ru/library/?id=39
Однако видение и доказанное знание -- это разные вещи; именно здесь проходит граница между искусством и наукой. Ученого, ищущего доказательств, великий ясновидец слишком легко считает "несчастнейшим из смертных" -- и наоборот, использование непосредственного восприятия в качестве источника познания кажется ученому-аналитику в высшей степени подозрительным. В исследовании поведения существует даже школа -- ортодоксальный американский бихевиоризм, -- которая всерьез пытается исключить из своей методики непосредственное наблюдение животных. Право же, стоит потрудиться ради того, чтобы доказать "незрячим", но разумным людям все то, что мы увидели; доказать так, чтобы им пришлось поверить, чтобы каждый поверил!
Агрессия К. Лоренц
«Пропаганда может сделать все. Ей подвластен любой взлет и любое падение. Безнравственное она превращает в нравственное, а нравственное может объявить безнравственным; она может разрушать принципы и воссоздавать их, может ангелов низводить до простых смертных и простых смертных возводить в ангелы. И любое из этих чудес сотворит вам в какой-нибудь год, даже полгода. Но если так, то ведь она могла бы воспитать в людях способность создавать патриотизм самим, вынашивать его в голове и в сердце, строить по концепциям собственным, а не подсказанным. Могла бы воспитать людей такими, чтобы они не становились патриотами по приказу, подобно тому как австрийцы исповедуют свою религию».
Марк Твен
Патриотизм – очень важное чувство как для отдельного человека, так и народа. Но оно имеет множество «подводных» камней.
Первое: это то, на что указывал Марк Твен – воспитание личного патриотизма, а не патриотизма, нужного в данный момент правящим государственным элитам. Любовь к родине с одной стороны всеобщее, но и глубоко личное чувство. Если преобладает первое, то патриотизм легко превращается в национализм, шовинизм или фашизм. Если преобладает второе, то, несмотря на приверженность к родине, легко опуститься до эгоизма и цинизма.
Второе: вы указали вроде верно, что патриотизм крайне важен, когда люди испытывают нападение извне. Такой патриотизм сплачивает, настраивает на жесткую борьбу, ведет людей к высшему подвигу – самопожертвованию… Но, патриотизм нельзя вот так просто вытащить из «арсенала» как винтовку или автомат. Он должен быть уже в наличие. А как воспитывать патриотизм в мирное время?
В Спарте молодые воины «тренировались» на илотах, находя и убивая наиболее дерзких на взгляд спартанцев. Этим достигалась не только цель отработки воинских умений (убить безоружного – какое тут нужно особое умение?!), но в первую очередь, воспитание патриотизма спартанца. То есть – готовность убивать любого врага Спарты.
Мы не можем воспользоваться подобным опытом. То ли с сожалением, то ли к счастью. Тогда, как воспитывать и поддерживать в людях патриотизм в «боевом» состоянии?
Звериный оскал патриотизма
1. Марков Александр, Эволюция человека том 2 Обезьяны нейроны и душа 2011
[URL=http://royallib.com/read/markov_aleksandr/evolyutsiya_cheloveka_tom_2_obezyani_neyroni_i_dusha_2011.html#0]http://royallib.com/read/markov_aleksandr/evolyutsiya_cheloveka_tom_2_obezyani_neyroni_i_dusha_2011.html#0[/URL]
2. Франс де Вааль "Истоки морали. В поисках человеческого у приматов" [URL=http://modernlib.ru/books/frans_de_vaal/istoki_morali_v_poiskah_chelovecheskogo_u_primatov/]http://modernlib.ru/books/frans_de_vaal/istoki_morali_v_poiskah_chelovecheskogo_u_primatov/[/URL]
3. К. Лоренц "Агрессия" [URL=http://ethology.ru/library/?id=39]http://ethology.ru/library/?id=39[/URL] [/QUOTE]
Спасибо за ссылки.
По теме:
Сначала две выдержки.
http://ethology.ru/library/?id=39
Однако видение и доказанное знание -- это разные вещи; именно здесь проходит граница между искусством и наукой. Ученого, ищущего доказательств, великий ясновидец слишком легко считает "несчастнейшим из смертных" -- и наоборот, использование непосредственного восприятия в качестве источника познания кажется ученому-аналитику в высшей степени подозрительным. В исследовании поведения существует даже школа -- ортодоксальный американский бихевиоризм, -- которая всерьез пытается исключить из своей методики непосредственное наблюдение животных. Право же, стоит потрудиться ради того, чтобы доказать "незрячим", но разумным людям все то, что мы увидели; доказать так, чтобы им пришлось поверить, чтобы каждый поверил!
Агрессия К. Лоренц
«Пропаганда может сделать все. Ей подвластен любой взлет и любое падение. Безнравственное она превращает в нравственное, а нравственное может объявить безнравственным; она может разрушать принципы и воссоздавать их, может ангелов низводить до простых смертных и простых смертных возводить в ангелы. И любое из этих чудес сотворит вам в какой-нибудь год, даже полгода. Но если так, то ведь она могла бы воспитать в людях способность создавать патриотизм самим, вынашивать его в голове и в сердце, строить по концепциям собственным, а не подсказанным. Могла бы воспитать людей такими, чтобы они не становились патриотами по приказу, подобно тому как австрийцы исповедуют свою религию».
Марк Твен
Патриотизм – очень важное чувство как для отдельного человека, так и народа. Но оно имеет множество «подводных» камней.
Первое: это то, на что указывал Марк Твен – воспитание личного патриотизма, а не патриотизма, нужного в данный момент правящим государственным элитам. Любовь к родине с одной стороны всеобщее, но и глубоко личное чувство. Если преобладает первое, то патриотизм легко превращается в национализм, шовинизм или фашизм. Если преобладает второе, то, несмотря на приверженность к родине, легко опуститься до эгоизма и цинизма.
Второе: вы указали вроде верно, что патриотизм крайне важен, когда люди испытывают нападение извне. Такой патриотизм сплачивает, настраивает на жесткую борьбу, ведет людей к высшему подвигу – самопожертвованию… Но, патриотизм нельзя вот так просто вытащить из «арсенала» как винтовку или автомат. Он должен быть уже в наличие. А как воспитывать патриотизм в мирное время?
В Спарте молодые воины «тренировались» на илотах, находя и убивая наиболее дерзких на взгляд спартанцев. Этим достигалась не только цель отработки воинских умений (убить безоружного – какое тут нужно особое умение?!), но в первую очередь, воспитание патриотизма спартанца. То есть – готовность убивать любого врага Спарты.
Мы не можем воспользоваться подобным опытом. То ли с сожалением, то ли к счастью. Тогда, как воспитывать и поддерживать в людях патриотизм в «боевом» состоянии?