[QUOTE]Николай Ковач пишет:
Вот почему так просто в учебниках не пишут?[/QUOTE] Потому что неинерциальные системы отсчета вообще в школе не затрагиваются. По какой-то причине считается, что школьникам это недоступно для понимания, хотя на мой взгляд проблема в том, что как раз самим учителям зачастую не хватает квалификации объяснять даже имеющийся материал.
В результате получается, что само понятие систем отсчета повисает в воздухе, оказываясь в школьном курсе физики практически никчемным. А поскольку никто не делает акцента на том, что системы отсчета бывают разные, и что при решении задачи вообще нужно выбирать эту самую систему отсчета, то возникает и путаница между всеми этими ситуациями с вращательным движением.
Есть также проблема и в преподавании криволинейного движения, из-за чего ученики путаются в понятии центростремительного ускорения, поминая через раз центробежное. Суть же ситуации в том, что нужно четко оговаривать, что ускорение - это не только изменение вектора скорости по величине (быстрее/медленнее), но и его изменение по направлению (с сохранением модуля/величины вектора). Таким образом, при разговоре о криволинейном движении, сами собой возникают две разных компоненты ускорения:
1. Тангенциальное ускорение, направленное по касательной к траектории движения. Это самое обычное житейское ускорение, с которым знакомы все, и которое в первую очередь дается в школе. Тангенциальное ускорение меняет скорость по величине, но не по направлению.
2. Нормальное ускорение, направленное по нормали (под прямым углом) к касательной траектории. В школе нормальное ускорение известно как центростремительное. Именно это ускорение меняет направление вектора скорости, но не меняет его величину.
Таким образом, любое движение с ускорением всегда есть сумма двух компонент - тангенциальной (касательной) и нормальной (перпендикулярной касательной). И в зависимости от соотношения этих компонент мы имеем либо чисто прямолинейное движение с ускорением, либо чисто круговое.
Если мы имеем ситуацию с круговым движением спутника, то скорость его при движении по орбите постоянна - тангенциальное ускорение равно нулю. Однако, вектор скорости все время меняет свое ускорение под действием силы тяжести, которая и создает нормальное (направленное по нормали к вектору скорости) ускорение. Это и есть то самое центростремительное ускорение, которым в школе мучают детей.
То же самое центростремительное ускорение создается и силой натяжения нити, привязанной к движущемуся по окружности грузику. Нить не дает грузику двигаться прямолинейно, удаляясь от точки привязи, и тянет его к себе, снова создавая это самое центростремительное (или нормальное) ускорение.