№08 август 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 ... 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 ... 656 След.
Теория поплавка.
[QUOTE]eLectric пишет:
Халифат видоизменяясь просуществовал 1000 лет, а монгольская экспансия продолжалась 1204-1296 и за следующие 100 лет Орда перестала существовать.[/QUOTE]

Ну, это, мягко говоря, преувеличение.
Реально экспансия халифата закончилась за 100 лет. Потом за 200 лет халифат схлопнулся так, что у халифа реально остались под властью Багдад да ближнее Подбагдадье :)  Вот и все скрепы.

[QUOTE]janmik пишет:
Мне интересно, Вы вообще отрицаете необходимость религии как объединяющего фактора для зарождения государственности? Или христианство считаете не лучшим выбором?[/QUOTE]

Необходимость - отрицаю. Она может быть объединяющим фактором. Точнее, входить в объединяющие факторы. А может и не входить.
Теория поплавка.
[QUOTE]eLectric пишет:
Но если богатая страна, выгодное положение, да ещё приток аристократической элиты, то почему "загнивала"? [/QUOTE]

Потому что со времён Юстиниана ей приходилось всё хуже и хуже.

[QUOTE]eLectric пишет:
И зря. Вы обратите внимание на общее. Общесемитское происхождение и основные принципы учения: Конец Света, Страшный Суд, праведники в рай, грешники в ад...
Обе религии - авраамический монотеизм. Обе религии сейчас самые распространённые на Земле.
Вики: "самая молодая и вторая по численности приверженцев, после христианства, мировая монотеистическая авраамическая религия"

И характерное следствие прогрессивного для тех времен монотеизма - создание теократического государства и его широкая экспансия далеко за пределы Аравии.
Здесь, как раз очевидно, что причиной успешных завоеваний стало удачное вероисповедание.[/QUOTE]

Ну вон монголы наваляли половине мира вообще безо всякой внятной религии. И что? Искать теперь что-то общее в их шаманстве и авраамистических религиях? Думаю, нет. А вот общее между арабами и монголами есть. В обоих случаях племенам попался хороший харизматичный вождь, вдохновивший их на походы. А уж как он добился авторитета среди населения - как пророк, полководец, справедливый судья - дело десятое.
Изменено: CASTRO - 03.05.2019 09:13:50
Теория поплавка.
[QUOTE]eLectric пишет:
[QUOTE]CASTRO пишет:
Но, честно говоря, религиозную терпимость римлян я бы поставил им в отдельную заслугу. Этим мы тоже ближе к античности, нежели к христианскому средневековью.[/QUOTE] Я бы вообще не говорил о заслугах. Есть факты, их последствия и значение. А плохо это или хорошо - весьма относительно. Для кого как.
Это как про Николая 2. Расстрел с т.з. монархизма ужасное преступление. С человеческой т.з. расстрел невинных людей ещё ужаснее. А с т.з. советского правительства это политически совершенно необходимый акт.
[QUOTE]Дала кому? Империи? А дала ли. На западе империя с христианством рухнула через полтора столетия. Хотя до этого жила больше трёх с язычеством.[/QUOTE] Христианство не успело спасти западную часть. А вот восточную успело, но вы это называете "загниванием".
Собственно, про загнивание можно и не спорить. Никаких особых культурных заслуг за Византией не числится. Но ведь выстояла.
Поздняя империя сращена с христианством, поэтому выявить какой фактор важнее для скреп - штыки или религия не так просто.
Но можно сравнить.
Есть ещё одна монотеистическая религия пришедшая к власти. Всего за 30 лет после Мухаммеда Халифат завоевал Ближнюю и Среднюю Азию, Аравию и южное Средиземноморье.[/QUOTE]

Для того, чтобы Византия выстояла в 5м веке, хватает причин, не требующих привлечения христианства.

1) Восток империи и во времена Августа-то был богаче и экономически стабильнее. Тут и народу было побольше, и климат для земледелия получше. Не забываем, что Рим на египетское зерно подсел ещё при том же Августе, если не раньше. Не забываем также, что ещё со времён Диоклетиана императоры уделяли больше внимания именно востоку страны.
2) Геополитически положение Византии было сильно лучше. Северная граница  по Дунаю была не такой протяжённой, как германская и натиск на неё объективно был меньше.
3) Падение западной части империи заставило значительную часть оставшейся на западе римской аристократии откочевать на восток.

А вот сравнивать христианство и ислам я бы не стал. Разная у них история. Неофиты их принадлежали к совершенно разным слоям общества. Да и глубина учения разная...
Теория поплавка.
Почему она приняла именно эту - не вполне очевидно. Были ж варианты. Тот же митреизм.
Теория поплавка.
Дала кому? Империи? А дала ли. На западе империя с христианством рухнула через полтора столетия. Хотя до этого жила больше трёх с язычеством. И какое-то подобие единства там начало выстраиваться только к концу 8го века при Карле Великом. На востоке империя ещё, конечно, загнивала почти тысячу лет, но было ли это следствием христианского единства или просто более мощной экономики - неясно.
Теория поплавка.
Про преследования христиан я, вроде как, говорил аккуратно: их не преследовали за то, что они христиане. А та же переписка Плиния с Траяном говорит о том, что тогда гоняли их за конкретные другие нарушения - нежелание участвовать в церемониях официальной римской религии. Тут, согласитесь, есть разница. Если я выскочу на оживлённую трассу и начну проповедовать за макаронного монстра, то в полицию меня заберут не за мои религиозные взгляды, а за нарушение ПДД.

С нравственностью у римлян было сложно. Сказать, что их не интересовала нравственность провинций, а интересовали лишь денежные поступления оттуда - значит ситуацию сильно исказить. Провинции были разные. На Востоке, где Рим подмял под себя древние высокоразвитые царства, действительно, вопросами нравственности Рим не заморачивался. Управление местным населением по местным законам отдавалось на откуп местным властям, местные верования хотя и отличались от римских, но, как правило, им не противоречили и были вполне зрелыми для существующих общественно-экономических отношений. На Западе же Рим свою культуру, религию и нравственность вполне себе насаждал. Тамошние варвары ороманивались не хуже, чем через 3-4 века охристианивались северные соседи империи.

Но, честно говоря, религиозную терпимость римлян я бы поставил им в отдельную заслугу. Этим мы тоже ближе к античности, нежели к христианскому средневековью.

Когда же Вы говорите, что законы и культура были недолговечными скрепами, Вы правы лишь отчасти. Как мне помнится, классики марксизма в качестве аргумента, почему Римская империя оказалась столь устойчивой, говорили примерно следующее: римляне общей культурой и законами добились того, что эксплуататорские классы разных концов империи имели общие цели - эксплуатацию своего локального населения. И военная машина Рима для них была не инструментом их собственного порабощения, а той силой, которая помогала им оставаться у власти и эффективно эксплуатировать свои народы. И во многом это похоже на правду.
Теория поплавка.
[QUOTE]janmik пишет:
[QUOTE]Игорь Кожухов пишет:

Из этих продуктов можно сделать много блюд --- начинаем от яиц с майонезом[/QUOTE]
Кстати, все продовольственные бунты были связаны с недостатком зерна. Никаких яичных или яблочных бунтов не было. Простой народ лопал в основном кашу с луком. Греки римлян даже называли кашеедами.[/QUOTE]

Тот народ, который в Риме кушал кашу с луком в средние века кушал лук без каши...

Мне где-то попадались оценки ВВП Римской империи времён Августа в ценах 1990 года. В пересчёте на наши цены - умножаем на 2. В среднем по империи на душу населения приходилось около 1000 сегодняшних долларов. По сегодняшним меркам это была бы если не самая бедная страна, то входила бы в десятку беднейших. Неравенство между провинциями было не особо велико: от 800 долларов в Германиях до 1200 долларов в Египте. Не считая Италии. Для Италии цифра была побольше - около 1700 долларов. Для Рима, думаю, уходило выше 2 тысяч. Уровень современной Эфиопии. В максимуме через 100-150 лет, думаю, эти цифры ещё подросли разика в полтора...

По современным меркам цифры смешные, но для средневековья это был огромный уровень. Где-то тоже попадались оценки, что Италия достигла уровня жизни времён Римской империи уже в новое время.

Интересны и оценки продолжительности жизни населения Европы:

Римская империя - 37.4 года
Европа, раннее средневековье - 34.1
Европа, средневековье - 32.9

Вот ещё интересные цифры: сравнение ВВП в 14 г. н. э. и 1000 г.

В среднем по римской Европе упадок на 27%
Максимальные потери, конечно, у Италии - 45%

А вот бывшая Римская Азия даже немного прибавила - 10%.
Изменено: CASTRO - 02.05.2019 13:09:12
Теория поплавка.
[QUOTE]janmik пишет:
[QUOTE]CASTRO пишет:
Да и сегодняшний мир куда больше впитал в себя черт античности, чем нам кажется. У нас в каждом городе театр и стадион. Наши языки несут печать латыни и греческого. Наши законы построены на кодексах римлян. Наши демократии куда ближе к демократиям греческих полисов, нежели к демократиям германских племён. Наша культура и искусство давно вышли за рамки христианской морали.[/QUOTE] Так само христианство выросло из античности. И христианство средневековья не отрицало заслуг ученых и философа античности. Их даже Данте в ад засунул только из-за того, что не были крещены, да и то в первый круг. Сенека высказывал уже вполне христианские идеи.[/QUOTE]

Учёных и философов - не отрицала. По крайней мере, некоторых. Но это лишь в силу того, что оно нуждалось во внятной картине мира, которую самостоятельно сформировать было (по крайней мере на тот момент) неспособно. Вот и скрещивали Св. Августина с Платоном...

А вот искусство - отрицало полностью. Политические нормы тоже в значительной степени. А достижения науки, хозяйства, архитектуры - просто утратило. Без отрицания. Хотя, храмов античных под церкви перестроили много...
Теория поплавка.
[QUOTE]eLectric пишет:
Хм. Давайте ясно сформулируем спорный вопрос.
Что сильнее повлияло на единство т.н. "европейской цивилизации" к концу 15 в, римские завоевания или распространение христианства? ОК?
Дополнительные тезисы.
Вы говорите, что римские завоевания объединили огромные территории раньше христианства.
Я говорю, что распространение христианства шло медленнее и постепенно, но прочнее и шире, захватывая всё население территорий.
Ок?
В связи с этим вопросы:
Эти тезисы противоречат друг другу?
Можно ли вообще определённо ответить на основной вопрос?[/QUOTE]

А нет спорного вопроса. Я с самого начала сказал, что не отрицаю значительную роль христианства в истории Европы. Но я не могу сказать, что эта роль была 1) необходима 2) всецело положительная.

Конец же 15 века - минимум античного влияния на народы Европы.

[QUOTE]eLectric пишет:
И заметьте нюансы: Рим преследовал христианство и несмотря на это, христианство захватило империю, а потом уже пошло и дальше. Славяне и Северная Европа, это уже без Рима прекрасно справились.[/QUOTE]

Про преследование христианства в Риме - это немножко байки от самих христиан. Современные историки говорят, что до Траяна Деция (середина 3го века!) христианство было как Неуловимый Джо - никого особо не волновало. Христиан никто целенаправленно не трогал. Серьёзно его гнобили  20-30 лет в конце 3го века. Точка.

Славяне и северная Европа - это через полтысячелетия после падения Рима. Мягко говоря, так себе скорость распространения.

[QUOTE] И сколько было таких образованных людей, которые считали греко-римскую культуру важнее христианской?[/QUOTE]

Много. Начиная с товарища Теодориха, государство которого пришло на смену Западной империи в Италии. Тот искренне считал, что германцам надо перенимать культурные традиции римлян - в управлении, искусстве, образовании, хозяйстве. При этом Теодорих был арианином (как и готы его), то есть по религиозным вопросам с тем населением, чьи традиции призывал перенимать, он не сходился, мягко говоря, никак.

Да и сегодняшний мир куда больше впитал в себя черт античности, чем нам кажется. У нас в каждом городе театр и стадион. Наши языки несут печать латыни и греческого. Наши законы построены на кодексах римлян. Наши демократии куда ближе к демократиям греческих полисов, нежели к демократиям германских племён. Наша культура и искусство давно вышли за рамки христианской морали.
Теория поплавка.
[QUOTE]janmik пишет:
[QUOTE]CASTRO пишет:
Империя времён Адриана уже совсем другая. Даже сегодня во времена Евросоюза Европа не достигла той степени единства, когда и в Лондоне, и в Афинах работает один и тот же закон[/QUOTE] Что обеспечивало это единство? Сила легионов? Одной грубой физической силы мало, чтобы обеспечивать порядок на захваченных территориях. И история Рима не только история нескрываемым войн , но и история нескончаемых  подавлений бунтов. В колониях никогда не было спокойно. Да и между собой захваченые племена продолжали с упоением грызться. Объединяющего фактора не было кроме силы меча.[/QUOTE]

Единство обеспечивалось прежде всего единым экономическим пространством, единым законодательством. Роль легионов была велика, но, скорее, не в том, как Вы её себе представляете. Легионеры переставали быть италийцами, испанцами, африканцами. За десятилетия службы они знакомились с разными уголками империи, а выходя на пенсию и получая землю в провинциях, несли туда римскую культуру, обеспечивая тем самым гомогенизацию населения страны. Про грызню и бунты - это, конечно, преувеличение. Да, были провинции неспокойные. Но в подавляющем большинстве был полный порядок. Да и самые большие военные проблемы империи - это не внешние враги и бунты, а разборки претендентов на императорский титул. Но это не в те годы, о которых шла речь.
Страницы: Пред. 1 ... 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 ... 656 След.
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее