[QUOTE]Павел Чижов пишет:
На зоне: "За базар - ответишь!.. smile:?/ " Так что это не "интеллигентская" выходка, дорожащего своей речью, а простое правило выживания... [/QUOTE]Не всё так просто...
"По-моему, одно из восхитительных её [лагерной жизни] украшений - язык. Законы языкознания к лагерной действительности неприменимы. Поскольку лагерная речь не является средством общения. Она не функциональна, лагерный язык менее всего рассчитан на практическое использование. И вообще, он является целью, а не средством.
На человеческое общение тратится самый минимум лагерной речи. "Тебя нарядчик вызывает..." - "...Сам его ищу". Такое ощущение, что зеки экономят на бытовом словесном материале. В основном же лагерная речь - явление творческое, сугубо эстетическое, художественно-бесцельное.
Тошнотворная лагерная жизнь даёт языку преференцию особой выразительности.
Лагерный язык - затейлив, картинно-живописен, орнаментален и щеголеват. Он близок к звукозаписи ремизовской школы.
Лагерный монолог - увлекательное словесное приключение. Это - некая драма с интригующей завязкой, увлекательной кульминацией и бурным финалом. Либо оратория - с многозначительными паузами, внезапными нарастаниями темпа, богатой звуковой нюансировкой и душераздирающими голосовыми фиоретурами.
Лагерный монолог - это законченный театральный спектакль. Это - балаган, яркая и свободная творческая акция.
Речь бывалого лагерника заменяет ему все привычные гражданские украшения. А именно - причёску, заграничный костюм, ботинки, галстук и очки. Более того - деньги, положение в обществе,
награды и регалии.
Хорошо поставленная речь часто бывает единственным оружием лагерного старожила. Единственным для него рычагом общественного влияния. Незыблемым и устойчивым фундаментом
его репутации.
Добротная лагерная речь вызывает уважение к мастеру. Трудовые заслуги в лагере не котируются.
Скорее наоборот. Вольные достижения забыты. Остаётся - слово.
Изысканная речь является в лагере преимуществом такого же масштаба, как физическая сила.
....
Лагерную речь подделать невозможно. Поскольку главное её условие - органичность.
...
Искусство лагерной речи опирается на давно сложившиеся традиции. Здесь существуют нерушимые каноны, железные штампы и бесчисленные регламенты. Плюс - необходимый творческий изыск. Это как в литературе. Подлинный художник, опираясь на традицию, развивает черты личного своеобразия."
Сергей Довлатов, "Зона"
Изменено:
Dyk - 02.02.2013 11:37:17