№11 ноябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 ... 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 ... 251 След.
Мозг - это просто, френология или методология?
[QUOTE]eLectric пишет:
Какие странные слова вы пишите. Тут можно много говорить.
Первое. Творчество, это чё такое?
Второе. Вы бы ещё спросили, а куда отнести духовное самоотречение - необходимую ступень в установлении сокровенного Общения с Высшим Миром и Духовным Учителем.
Третье. Давайте ближе к бихевиористским терминам. Мы говорим о поведении, а не психологических переживаниях. Я говорю про целенаправленное поведение, потому что знаю, что это такое практически и это действие можно описать и его можно смоделировать на компьютере. Вы знаете, что такое метод Монте-Карло и как его моделировать на компьютере.
Сочетание этих двух принципов я бы назвал целенаправленным поиском.[/QUOTE]
Ценю ваш сарказм, однако это вопрос отнюдь не праздный.
Во-первых, способность к творчеству считается основным (одним из) признаком интеллекта.
Во-вторых, я не зря назвал вопрос контрольным, запоминание случайного выбора - это и есть, в нашем контексте, процесс творчества в чистом виде. В этом смысле обучение - творческий процесс.
В-третьих, остаётся неясным вопрос цели. С моей точки зрения, и с точки зрения мозга как динамической системы, цель собственно одна - как [S]ни хрена не делать и при этом не сдохнуть от голода[/S] сохранить устойчивость в неблагоприятной внешней среде. Поневоле приходится крутиться, как замечательно сказано у Кэролла - "чтобы оставаться на месте, иногда приходится бежать изо всех сил". Другими словами, необходима система оценки состояния "хорошо-плохо" и если плохо, то цель - чтобы стало хорошо. А в таком большом коллективе нейронов как мозг, всегда кому-то чего-то да не хватает. То есть, с одной стороны - кооперация элементов-нейронов для достижения цели, с другой - конкуренция за "пищевой" ресурс. В результате образуются конкурирующие ансамбли нейронов, которые и формируют программы поведения.

Это я всё к чему. Лично я не сторонник вашего подхода - имитации внешних проявлений функций мозга. Я за по возможности точное моделирование внутренних механизмов его работы, механизмов самоорганизации нейросети - в конкретных условиях внешней среды. :)

[QUOTE]eLectric пишет:
В идеологии системного анализа есть управляемый организм, который действует и обладает функцией поведения, и есть управляющая система, которая управляет организмом и обладает функцией обучения. [/QUOTE]
Называются соответственно объект и субъект управления.
[QUOTE]eLectric пишет:
Да, и как? Например изображения букв А, Д и Я. Чему равен коэффициент подобия для каждой пары из них?
Вопрос не праздный. Скажем, робот видит проход, который уже проходил. Но теперь видит с другого угла, с другого ракурса. Как ему узнать, что это тот-же проход?[/QUOTE]
Вопрос распознавания изображений более-менее успешно решается нейросетями, в частности т.н. свёрточные сети, использующие метод глубинного обучения, говорят эффективно как раз для распознавания изображений. Общий смысл в том, что сетью при обучении формируется концепция объекта, т.е. грубо говоря набор общих признаков, по совокупности которых объект и идентифицируется. Поэтому угол зрения, ракурс принципиального значения не имеет (в теории, конечно :) ). А вот тот же самый это "проход" или уже другой, если все "проходы" одинаковы - это сложный вопрос. Должны быть какие-то классифицирующие признаки, позволяющие различать проходы. Надписанный рядом с проходом его порядковый номер, например.
Изменено: Техник - 13.05.2016 13:04:44
Мозг - это просто, френология или методология?
[QUOTE]eLectric пишет:
Я о том, что интеллект раскладывается на два основных принципа: целенаправленное поведение и обучение. [/QUOTE]
Контрольный вопрос в голову: а творчество куда отнесём? :)
[QUOTE]eLectric пишет:
Целенаправленное поведение приводит организм к цели, причём наиболее оптимальным способом. При минимуме затрат, времени и избегая неприятных ситуаций[/QUOTE]
Отнюдь нет. Это принципиальный момент. Этот метод - запоминание случайного выбора - как раз не позволяет получить точное (оптимальное) решение, разве что случайно угадать. Он вообще может не найти подходящего решения, даже если оно существует. Главное (единственное) его достоинство - он позволяет получить хоть какое-то решение в условиях полной неопределённости. Обычно запоминается первое же более-менее подходящее, чем и обеспечивается разнообразие, например, поведения в одной и той же среде. А оптимизация - это вообще говоря палка о двух концах, овчинка может и не стоить выделки.
[QUOTE]eLectric пишет:
А обучение, это та функция (моска, например), которая переводит хаотическое поведение организма к целенаправленному. [/QUOTE]
Я бы сказал - к упорядоченному, потому как изначально никаких целей быть не может.
[QUOTE]eLectric пишет:
Мозг, это просто. Он способен обучаться и обеспечивает целенаправленное поведение. [/QUOTE]
Вопрос как раз в том, как именно он это делает. Откуда цель берётся?
[QUOTE]eLectric пишет:
Анализ интеллекта, т.е. разложение на эти две функции, по моему, наиболее исчерпывающе объясняет интеллект. А также, они легко моделируются. Единственно, мне непонятно, как, также просто, распознавать картинки. [/QUOTE]
Дело обстоит как раз наоборот: картинки распознавать - это просто. А вот с интеллектом пока как-то не очень :)
Мозг - это просто, френология или методология?
[QUOTE]eLectric пишет:
Ну, в общем так. Т.е. случайный выбор, это не вычисление.
Если случайность присутствует в алгоритме, то это алгоритм с неопределённым результатом или неоднозначный алгоритм. Уж не знаю, как лучше назвать.
Кстати, и компьютерный алгоритм, в котором присутствует random, тоже не чистое вычисление. [/QUOTE]
Ваша позиция понятна, однако не будем заниматься казуистикой.
[QUOTE]eLectric пишет:
1- Устройству предлагаются на выбор все возможные действия.
2- Выбор действия (фильтр по Эшби) - по мне, система приоритетно расставленных целей (или принципов отбора). В этой моей идеологии выбор и цель, это взаимоопределяемые понятия (Конкретный выбор определяется целью. Цель это конечное состояние последовательно выполняемого выбора).
3- Успехи Гугл, метод Монте-Карло и ваши мысли (за что отдельное спасибо) подтолкнули мои мои мозги к тому, что устройство с приоритетной системой целей должно самообучаться по Монте-Карло. [/QUOTE]
Как-то не очень понятно. Конкретики не хватает. Но если мои скромные усилия как-то поспособствовали - значит, жизнь прожита не зря :)
Мозг - это просто, френология или методология?
Петр, вы как всегда кстати.
Недавно жена уговорила сходить на выставку современного немецкого искусства. Я в общем-то не любитель, но и не ретроград какой. Так вот была там такая... не знаю как назвать... инсталляция Тимма Ульрихса "Критика чистого разума". Представляет собой белый колченогий кухонный стол, на столе приклеена (не в Европе, чай) книга "Критика чистого разума", под хромую ногу подложена книга "Критика практического разума". Для устойчивости. Вот и подумалось, что ваша инсталляция смотрелась бы на этом столе очень кстати. С опорой на Канта, такскть. Крайне символично :)
Изменено: Техник - 10.05.2016 20:46:55
Мозг - это просто, френология или методология?
[QUOTE]eLectric пишет:
Что получилось в результате расширения понятия "вычисление"? Исчезли свойства "оперировать только с числами" и однозначность. Теперь работу мозга можно смело называть "вычислением". Ничего принципиально нового о работе мозга мы не узнали, но утверждаем теперь, что мозг вычисляет. Это не новое знание, это результат подмены понятий. [/QUOTE]
Ну, некоторая провокация с моей стороны здесь имеет место, согласен :)
Но! вопрос ведь заключается не в том, как правильно называть работу мозга, а в том, что с этим делать. Я не требую от вас называть работу мозга вычислением, не хотите - не называйте, а лишь предлагаю посмотреть на эту работу[I][B] как[/B][/I] на вычисление, с целью формализации и построения цифровой модели - в полном соответствии с положением о возможности построения эффективной цифровой модели для любой достоверной аналоговой системы. Т.е. исключить несущественные в этом смысле биологические детали, оставив абстрактную схему, ну или хотя бы сформулировать основные принципы. Тут, конечно, возникает вопрос, что считать существенным, а что не очень. Ну вот я предлагаю так.
А новые знания о работе мозга даёт нейрофизиология, а не досужие размышления, мы лишь можем корректировать и уточнять модель.

[QUOTE]eLectric пишет:
Вот, по первому пункту вы тогда написали: "Собственно, что я хочу сказать:
1. Работа мозга есть вычисление. Вы можете с этим соглашаться или нет, но просто примите это как данность. "
Это сейчас вы разворачиваете, а тогда писали: "просто примите это как данность". [/QUOTE]
Ну, я не предполагал, что мы застрянем на первом же слове :)
[QUOTE]eLectric пишет:
Вызывает. В первую очередь толкование, что такое аналоговая система. Кажется вы имеете ввиду машину (каковая, в нашем контексте, всегда противопоставлялась живому мозгу), вычислительную? [/QUOTE]
Я предлагаю вам посмотреть на живой мозг как на биологическую машину, которая выполняет аналоговые вычисления. На мой взгляд, это вполне корректно. В чём сомнение?
[QUOTE]eLectric пишет:
А что меня не устраивает? И где? [/QUOTE]
Насколько я понял, у вас сомнения насчёт корректности применения к живому мозгу термина "вычисление". Не?
[QUOTE]eLectric пишет:
Кстати, п.2
[QUOTE]Ключевой операцией такого вычисления является случайный выбор[/QUOTE]
Во, как, "приживалка", сомнительно втёршаяся в вычисления, становится уже ключевой операцией. [/QUOTE]
О как! Приживалка... Вообще, эта "приживалка" является основой эволюционных вычислений, которые и выполняет нейросеть мозга. А Кастлер, например, считал запоминание случайного выбора собственно информацией. И в нашем конкретном случае запоминание случайного выбора - это именно ключевая операция, поскольку в условиях неопределённости, при отсутствии критериев выбора, выбор может быть только случайным и никаким другим.
[QUOTE]eLectric пишет:
Да, какой там Павлов!? Это диалектика Гегеля.[/QUOTE]
А, ну, возможно Гегель тоже интересовался собачками, не спорю. Однако речь здесь не о приоритетах, и не о познании "вообще", а о принципах работы мозга. Например, если мозг у младенца ещё толком не сформировался, то и анализировать ему особо и нечем. Вот по мере накопления личного опыта, по мере формирования нейросети, которая и есть система (программа, алгоритм - как угодно) анализа, тогда, возможно и да.
Впрочем, я не настаиваю, я ж и говорю - вопрос, на мой взгляд, спорный. Тем более что в вашей цитате из словаря присутствует слово "обычно" применительно к анализу как начальному этапу познания. "Обычно" не означает "всегда", насколько я понимаю.
Вот на мой взгляд, эти процессы вообще идут параллельно, т.е. поток сигналов из внешней среды "модулирует" собственную активность мозга. Где тут анализ и где синтез - поди разберись...
:)
Мозг - это просто, френология или методология?
[QUOTE]Петр Тайгер пишет:
<Аргумент "Китайская комната">, в принципе, можно читать, пока не надоест, но можно ограничиться и первыми десятью приведенными в этой ссылке сообщениями [/QUOTE]
Я бы сказал даже первыми девятью, а точнее - 8 и 9.
Первоисточник: [URL=http://www.dubrovsky.dialog21.ru/nauchnye_texty/sozn_mozg_I.htm]Д.И. Дубровский Сознание, мозг, искусственный интеллект[/URL]
Самая правильная мысль оттуда:

[I]"Как уже отмечалось, теоретически мыслимо искусственное создание самоорганизующихся систем такого типа, которые обретут, наконец, главное отличительное свойство ЕИ – субъективную реальность (пусть хотя бы в ее элементарных формах). Но пока развитие компьютерной техники идет не в этом направлении. Возможно, к решению задачи такого рода нас в чем-то приблизят квантовые компьютеры. [B]Но в любом случае ее решение должно быть связано с воспроизведением некоторых структурно-функциональных аналогов биологической самоорганизации."[/B] [/I]

Как говорится, ни убавить, ни прибавить :)
Изменено: Техник - 06.05.2016 08:18:39
Мозг - это просто, френология или методология?
Макрофаг, не надо говорить ерунду.
Модулярность не означает, что "память можно считывать и переносить", а градиентный принцип не означает, что память "всегда восстанавливается заново видоизменённой". Это всё ваши домыслы.
Но прежде чем это обсуждать, вы должны признать, что академики про память в учебниках пишут правильно. И подогнать Технику коньяк.
А там поглядим :)
Изменено: Техник - 04.05.2016 14:37:30
Мозг - это просто, френология или методология?
[QUOTE]дед Андрей пишет:
Да, всё таже тележка-автомат с фоторезисторами. [/QUOTE]
Нет, одна тележка как модель не проходит. Вот много тележек, там стадо, или стая, или рой - это уже ближе. С одной стороны, есть некоторые физические ограничения и простые правила взаимодействия, а с другой - полная свобода выбора.
:)
Мозг - это просто, френология или методология?
[QUOTE]Макрофаг пишет:
нейрокластерная модель...
Наиболее приемлемый это "градиентный принцип" [/QUOTE]

Это мне напоминает спор некоторых "физиков" (в кавычках) что есть фотон - волна или частица. На самом деле фотон ни то ни другое, он таков, какой есть, а волна и частица - это лишь проявление его свойств.
Так и с памятью - она такая, какая есть - единая целостность, а модулярность там или градиент - это всё упрощения модели, и не более того.
На самом деле память можно представить как пересекающиеся множества, или множество многомерных векторов, или многомерное пространство, [S]мерзкое и противное[/S] неоднородное и анизотропное, в которых можно найти и градиент, и кластерность и чёрт знает что ещё :)
Изменено: Техник - 04.05.2016 14:10:13
Мозг - это просто, френология или методология?
[QUOTE]eLectric пишет:
Мне кажется, дед Андрей имел ввиду не физиологию работы мозга, а логико-философские принципы мышления выделяющие интеллектуальную систему, человека и/или его мозг из окружающего мира. [/QUOTE]
Вот, кстати, про анализ и синтез, кто на ком стоит, это тоже спорный вопрос, напрямую связанный с нейрофизиологией и принципами вычисления. Утверждение об анализе как начальном этапе основывается на представлении работы мозга в логике "стимул-реакция" Павлова. "На самом деле" :) мозг работает в логике "действие - результат" П. Анохина. Т.е. сначала действие, синтез случайного образа а уже потом оценка результата действия на соответствие  реальности. Сие и есть основной принцип метода Монте-Карло :)
Изменено: Техник - 04.05.2016 10:37:14
Страницы: Пред. 1 ... 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 ... 251 След.
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее