Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: 1
Гипотезы в медицине как яркий образец псевдонаучной деятельности., Мифотворчество врачей.
[QUOTE]Владимир Ермошкин пишет:
Ну я же писал в гипотезе, что возникает гипертония, если кратко, из-за недостаточной проходимости позвоночных артерий. Это происходит из-за гравитации, которая разрушает ШОП (холку) у прямоходящего или сидящего за ПК человека: грыжи, зажимы, дополнительная извитость артерий. Чтобы избежать возникновения гипертонии, надо тренировать ССС, тело и особенно мышцы позвоночника, повышать текучесть крови.[/QUOTE]
Неубедительно.
Знание о причине гипертонии, как научный результат, любой мог бы проверить на правильность при условии изложения автором фактов и метода вывода  из этих фактов причины гипертонии. Частное ошибочное мнение (гипотезу), построенное на основе домыслов о "главном" проверить в принципе невозможно: в него можно только верить или не верить.
Если Вы хотите, чтобы медицина встала в один ряд с точными научными дисциплинами, нужно заканчивать игрища медиков в "веришь-не веришь". Надо приложить усилия, чтобы освоить методы логического мышления (диалектику, индукцию, дедукцию, принцип Оккама) и научиться с их помощью выявлять причинно-следственные связи, определяющие возникновение и развитие болезней человека.
Сколько же можно играться в сочинительство гипотез? Хватит! Достаточно! Давно пора переходить к научному этапу в становлении медицины как профессии!
Понятие "здоровый образ жизни"., Причина здоровья.
Научное обоснование здорового образа жизни, предупреждающего развитие болезней, прежде всего у взрослого работоспособного населения, требует пересмотра известных врачам фактов в рамках теоретической (научной) медицины.

Основные медицинские проблемы современности связаны с болезнями возраста (сердечно-сосудистая патология, рак, сахарный диабет), которые по своим основным характеристикам – эндогенность, постепенность, разрушительность – совпадают с характеристиками биологического явления старения. Что позволяет рассматривать их (метод дедукции) как частные проявления процесса старения у человека.
Объективным показателем старения человека, начало которого приходится на период полового созревания (10-15 лет), является снижение у него адаптационных способностей,  повышение частоты проявления различных форм возрастной патологии,  увеличение вероятности смерти с возрастом (кривая Гомперца).

Очевидно, что понятие «здоровый образ жизни», предполагает создание таких медико-социальных условий, которые позволят увеличить адаптационные возможности человеческого организма, снизить частоту проявлений возрастной патологии, повысить его работоспособность и желание жить.

Факты, накапливаемые поколениями врачей, свидетельствует о том, что такие процедуры как кровопускание, парная баня, закаливание холодом, физические упражнения, лечебное голодание, введение пирогенов, смена обстановки (клиника, профилакторий, курорт) и т.д. оказывают стимулирующее воздействие на организм и в ряде случаев способствуют полному выздоровлению. Среди официально признанных методов активации защитных сил организма наибольшее распространение в медицине получил метод вакцинации, который стимулирует иммунитет в ответ на введение дозированного количества чужеродного антигена.

Общим признаком (метод индукции), объединяющим перечисленные способы повышения адаптационных возможностей организма, является искусственное нарушение гомеостаза, которое провоцирует  развитие выраженной реакции адаптации. Согласно работам Г.Селье первоначальный этап реакции адаптации – общий адаптационный синдром или ОАС – включает в себя раздражение центральной нервной системы (ЦНС) с последующей активизацией симпатоадреналовой и гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой систем. Эволюционное назначение ОАС – ускорение обменных процессов, высвобождение достаточного количества энергетического и пластического материала, необходимого для специфической перестройки организма, которая обеспечивает восстановление гомеостаза как новое равновесное состояние с внешней средой. Успешное восстановление гомеостаза (выздоровление) в процессе адаптации к одному внешнему фактору повышает сопротивляемость организма и в отношении других факторов внешней среды, но в меньшей степени.

В настоящее время здоровый образ жизни, рассматриваемый здесь как тренинг адаптивных возможностей организма разнообразными факторами внешней среды путём регулярного, искусственно вызываемого нарушения гомеостаза, абсолютно невозможен без врачебного контроля. Во-первых, раздражение ЦНС на этапе развития ОАС субъективно воспринимается человеком отрицательно, как болезненное состояние, как болезнь. Во-вторых, при самостоятельной организации здорового образа жизни энтузиастами-одиночками (интенсивное голодание, интенсивные физические нагрузки) всегда существует риск передозировки внешним воздействием и чрезмерным нарушением гомеостаза, приводящими к стрессу  и даже летальному исходу.

Вывод: здоровый образ жизни – это комплекс мероприятий, обеспечивающий регулярное, дозируемое индивидуально по степени проявления ОАС нарушение гомеостаза, проводимое под контролем врачей с целью повышения адаптационных способностей организма и профилактики болезней возраста.

Внедрение метода «Здоровый образ жизни» в медицинскую практику требует предварительного решения ряда задач:

1) подготовки врачебных кадров, профессионально владеющих научно-теоретическим мышлением (принцип Оккама, дедукция, индукция, диалектика), которое необходимо для решения проблем медицины на научной основе;

2) разработки  количественной оценки ОАС.

P.S.
Вывод понятия "здоровый образ жизни" был осуществлён с помощью диалектической логики - на основе гегелевской триады: тезис-антитезис-синтез.  В соответствии с диалектической логикой причиной здоровья (синтез) является конкретная форма взаимодействия организма (тезис)  с внешней средой (антитезис), называемая здоровым образом жизни. И поскольку понятия "жизнь" и "здоровье" были сформулированы в предущих моих темах, работа свелась к обобщению известных фактов, отражающих усиление основной функции человеческого организма в меняющихся условиях внешней среды. Нетрудно заметить отличия полученного результата (способ получения, практические рекомендации) от мифических представлений о здоровом образе жизни в форме благих пожеланий ("не пить", "не курить", "не увлекаться нехорошими излишествами", "не перегружаться", "вовремя ложиться спать", "заниматься физкультурой" и т.д.), которые получили широкое распространение не только среди населения, но и в медицинской среде.

Образованному человеку необходимо уметь пользоваться диалектикой  для того, чтобы не только знать, как были сформулированы известные науке закономерности - суть причинно-следственные отношения (закон Архимеда, теорема Пифагора, закон всемирного тяготения и т.д.), но и самому выводить из достоверных фактов  причины явлений.
Понятие "смерть".
Необходимо точно понимать, что смерть относится к биологическим явлениям природы наряду с болезнями, старением, адаптацией, эволюцией животного и растительного мира и т.д.. Поскольку смерть неразрывно связана с живыми объектами и в ней, как и в любом биологическом явлении, живой организм - непременный участник.

Однако серьёзной ошибкой было бы считать смерть противоположностью жизни. В частности, реаниматологи, которые специализируются на борьбе со смертью, отчётливо осознают, что смерть - это временной процесс.  Вот почему, начиная с работ академика медицины Неговского, врачи выделяют понятия "клиническая смерть" и "биологическая смерть", как отдельные этапы смерти. На стадии клинической смерти активные реанимационные мероприятия могут вернуть человека к жизни, на стадии биологической смерти - точка невозвращения - они абсолютно бесполезны.

В отличие  от смерти жизнь, в соответствии с научным определением жизни Ф.Энгельса, является состоянием объекта, при котором происходящий в нём обмен веществ обеспечивает его структурную целостность. В противоположность неживым объектам, в которых состояние "нежизни" обеспечивается обменом веществ, способствующим,  наоборот,  разрушению структуры. Как это происходит, например, у трупов.

В диалектической паре смерти (тезис) противостоит процесс воскрешения (антитезис), что хорошо известно служителям церкви и тем, кто хотя бы немного интересовался вопросами религии. Однако, если смерть в нашей жизни - обыденное биологическое явление , то процесс "воскрешения из мертвых" всегда рассматривался как чудо.

Что придаёт явлению смерти необратимый характер (если не учитывать реанимационные мероприятия), отменяемый разве только вмешательством божественных сил.

Таким образом, с помощью диалектической логики (как ею пользоваться, можно посмотреть в моей теме "Научное определение жизни Ф.Энгельса") понятие "смерть" формулируется следующим образом.

Смерть - это процесс необратимого перехода из состояния жизни в состояние нежизни.  

При этом процесс, идущий во времени по оси "жизнь - нежизнь", - общая составляющая  смерти и воскрешения, в которой они пересекаются (синтез). Тогда как направление процесса разделяет смерть и воскрешение на две противоположности.  

Возможны и другие варианты определений , не затрагивающие сути понятия "смерть", например: смерть - это необратимое превращение живых объектов природы в неживые (трупы).
Изменено: Алексей Муханкин - 23.06.2009 11:31:46
Научное определение понятия "жизнь" (Ф.Энгельс)., Диалектика -основной метод науки.
Современная медицина 21 века  - сугубо описательная дисциплина, в которой мотивом к лечению пациента выступает наличие у последнего симптомов болезни. И поскольку врачи до сих пор явно или неявно воспринимают человеческое тело как сложноустроеннную машину, "наделённую душой и волей", в общем и целом методы лечения имитируют ремонтные мероприятия: хирургическое вмешательство при травме и опухолях, пересадка органов и тканей, протезирование, заместительная терапия и т.д. Хотя даже немедикам очевидно, что человек - не машина и его надо лечить, учитывая специфику организации объектов живой природы.

Со временем медицина несомненно встанет в один ряд с точными науками  - математикой, физикой, химией - при условии освоения врачами основополагающих биологических понятий и закономерностей и создания в медицине научно-теоретического раздела.

Первым и ключевым понятием в биологии, которое должен знать каждый образованный человек, является понятие "жизнь" и как любое понятие оно формулируется на основе достоверных фактов только с помощью конкретного научного метода - диалектики.

Все известные "определения" жизни антинаучны в силу того, что получены без указания на метод мышления и потому не подлежат проверке. Единственное исключение представляет научное определение жизни за авторством Ф.Энгельса, который для формулировки определения использовал диалектическую логику.

Для формулировки понятия «жизнь» необходимо в соответствии с гегелевской диалектикой (тезис – антитезис – синтез) провести умозрительную границу (синтез) между живыми (тезис) и неживыми (антитезис) объектами природы. Так как граница – это место, по которому противоположности одновременно 1) объединяются и 2) разделяются, то определение жизни должно в обязательном порядке содержать общую для живого и неживого характеристику, по которой они будут отличаться противоположным образом.

Вот что написано у Энгельса в "Диалектике природы":

[B] «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка. И у неорганических тел может происходить подобный обмен веществ, который и происходит с течением времени повсюду, так как повсюду происходят, хотя бы и очень медленно, химические действия. Но разница заключается в том, что в случае неорганических тел обмен веществ разрушает их, в случае же органических тел он является необходимым условием их существования». (Диалектика природы. Ф.Энгельс. [/B]М., из-во Политической литературы, 1975.)

Общим признаком, по которому живое и неживое отличается противоположным образом, является обмен веществ, в частности, обеспечивающий функционирование. Качественная характеристика жизни – функционирование биологической структуры для самосохранения и самообновления – научная основа для управления живыми объектами природы на практике.

В частности, принцип организации здорового образа жизни сводится к индивидуально дозируемому по силе и частоте нарушению гомеостаза различными факторами внешней среды, которое обеспечивает повышение надёжности организма через периодическое ускорение обменных процессов в ходе адаптации. В современной медицине принцип здорового образа жизни отчасти реализован в форме вакцинации.

Нетрудно заметить, что авторы различных учебников по биологии для школы, биологических факультетов, медицинских ВУЗов, не будучи специалистами логического мышления, цитируют только первую фразу из научного определения жизни Ф.Энгельса, которую и рекомендуют для усвоения учащимся. Что можно рассматривать как катастрофическую по своим последствиям ошибку.

На протяжении последних 100 (!) лет бездумно-бессмысленное цитирование изуродованного до полной бесполезности научного наследия  Ф.Энгельса

• дискредитирует Ф.Энгельса как учёного;
• лишает возможности вот уже нескольких поколений врачей и биологов освоить такой метод научного познания, каким является диалектика;
• препятствует становлению научно – медицинского прогресса;
• сохраняет диспропорцию в общественном развитии, ориентированном исключительно на научно-технические достижения.
Изменено: Алексей Муханкин - 22.06.2010 14:31:04
Научное определение понятий "здоровье-болезнь".
Современный врач, характеризуя состояние пациента, пользуется качественными определениями здоровья и болезни. Если опрос, осмотр, лабораторные и инструментальные методы обследования не выявили каких-либо отклонений от среднестатистической нормы, то "пациент практически здоров". Если какие-либо отклонения от нормы выявлены, то "пациент болен" и подлежит лечению, которое способствует возвращению показателей организма в нормальное состояние. Однако, начиная с середины 20-го столетия, когда на первое место среди факторов смерти человека вышли сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, качественная оценка здоровья становится малоэффективной. Длительный латентный период развития (годы, десятилетия) указанных заболеваний требует раннего обнаружения патологического процесса до его клинических проявлений.

Воспользуемся диалектикой, которая является основным методом науки для формулировки понятий и выведения закономерностей. Для формулировки  понятий «здоровье-болезнь» необходимо в соответствии с гегелевской диалектикой (тезис – антитезис – синтез) провести умозрительную границу (синтез) между здоровьем (тезис) и болезнью (антитезис). Так как граница – это место, по которому противоположности одновременно 1) объединяются и 2) разделяются, то определение  должно в обязательном порядке содержать общую для здоровья и болезни характеристику, по которой они будут отличаться противоположным образом. Объединяющей здоровье и болезнь характеристикой является функциональное состояние организма.

Научное решение поставленной задачи предполагает количественное измерение основной функции человеческого организма. (Аналогично тому, как это делается в отношении различных технических устройств.)
Основной функцией человеческого организма является преобразование химической формы энергии (пища+кислород) в работу по сохранению и восстановлению гомеостаза в меняющихся условиях внешней среды.  Более коротко, основная функция – адаптация.

Тогда понятию "здоровье" соответствует хорошее выполнение организмом своей основной функции, высокая адаптационная способность. Здоровье - это состояние организма, позволяющее восстанавливать гомеостаз в минимальные для своей возрастной группы сроки при его стандартном нарушении.

Понятию "болезнь" будет соответствовать плохое выполнение организмом своей основной функции, низкая способность к адаптации. Болезнь - это состояние организма, которое не позволяет восстанавливать гомеостаз в минимальные для своей возрастной группы сроки при его стандартном нарушении.

Внедрение научного решения  по количественной оценке здоровья или болезни  в медицинскую практику предполагает несколько  возможных вариантов для разработки методов "know how". В частности, 1) отбор и приспособление применительно к поставленной задаче наиболее информативных методов функциональной нагрузки из тех, что уже известны (например, сахарной кривой),  2) измерение наиболее информативных показателей суточного ритма как стандартной реакции организма на смену дня и ночи.
Страницы: 1
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее