Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 ... 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 39 След.
Мозг - это просто, френология или методология?
[QUOTE]Павел Чижов пишет:
[QUOTE]Dyk пишет:
Касаемо именно уменьшения энтропии, я бы предположил, что это свойство присуще исключительно сознанию, как наиболее изощренному механизму, созданному природой. Всем другим живым созданиям уменьшение энтропии по барабану – главное её постоянство, стабильность. А у сознания именно такое эволюционное назначение – увеличивать организованность системы за счет уменьшения её энтропии. [/QUOTE]Если говорить об энтропии, как о неком беспорядке или стремлении к нему, то в природе существуют разного рода "фильтры", способные навести порядок. Это гравитация и всякого рода физико-химические процессы. Гравитация, к примеру, способна разделить смесь металлических и древесных опилок на составляющие в воде. Химические реакции, также способны очистить вещество.
Так и [B]сознание является "фильтром" энтропии[/B], выделяя значимое из разнообразного множества (внешних и собственных) воздействий, формируя свою информацию (себя), как состояние системы.[/QUOTE]

Или так: [B]наблюдатель является фильтром[/B]. Сознание, мышление, разум – всё это атрибуты наблюдателя (если хотите, можно обозвать их не атрибутами, а свойствами или качествами). Можно и по-иному: наблюдатель сам является всего лишь атрибутом психики, которая возникает как результат взаимодействия живой системы и окружающей среды.

[B]Любая сущность возникает (и существует) как результат взаимодействия других сущностей [/B](двух или более). Более того, [B]любая система возникает сходным образом – как результат взаимодействия других систем и/или процессов [/B](процесс и/явление также можно рассматривать и как систему – всё зависит от точки зрения наблюдателя).

Причём, на мой взгляд, [B]допустимо относится к самому процессу взаимодействия [/B](например, между двумя или несколькими системами, или между системой и окружающей средой)[B] как к некоей самостоятельной сущности[/B]. Типа, наделять её некими свойствами/качествами, локализовать в пространстве-времени, выявлять особенности её взаимодействия с другими объектами/системами/процессами и т.д.

[QUOTE]Dyk пишет:
[QUOTE]Павел Чижов пишет:
в природе существуют разного рода "фильтры", способные навести порядок. Это гравитация  и всякого рода физико-химические процессы. [/QUOTE]Все живое также подчиняется законам физики и химии. Но … энергия роста, энергия движения флоры и фауны направлена на преодоление сил гравитации. Как бы сам собой напрашивается вывод: не связаны ли эти два процесса – антиэнтропия живой материи и «антигравитация»? В конце концов [B]все в мире устроено «по образу и подобию»,[/B] звезды также рождаются, живут и умирают, существуют пока существуют на балансе гравитации и термодинамики.[/QUOTE]

Именно так, мир самоподобен на всех уровнях структурной сложности – это следствие принадлежности всего сущего к одной системе (попросту говоря, к нашей Вселенной). Полагаю, что вся Вселенная в целом нелокальна на самом базовом уровне, но на «верхних» этажах такая нелокальность может проявляться и в самоподобии устанавливаемых/открываемых законов, и в фрактальности структур, и в квантовой спутанности. При этом законы применяются для вполне локальных объектов, фрактальность для вполне локальных объектов, даже квантовая спутанность для вполне локальных до момента спутывания объектов…

Не забывайте, все эти [B]законы (и их подобие), фрактальности, спутанности, свойства объектов – всё это интерпретации наблюдателя[/B]. Типа, возникли определённые ассоциации, которые можно связать определёнными алгоритмами преобразований – вот вам и новая закономерность установлена, вод вам и очередное сходство (самоподобие) установлено, вот вам и некий абстракт выделен (некая совокупность свойств/качеств, присущих всему наблюдаемому/представляемому ряду объектов). Даже любое наблюдаемое/представляемое свойство/качество сходным образом выводится…

P.S. Наблюдателям, главное, договорится между собой о согласовании собственных интерпретаций (представлений/восприятий и, соответствующими им, обозначении) – типа, согласовать наблюдаемую/представляемую картинку. [B]Только то, что согласовано между наблюдателями, то и будет для них объективным[/B].
Изменено: ArefievPV - 17.08.2018 06:32:34
Мозг - это просто, френология или методология?
[QUOTE]Владимир пишет:
Сама по себе, [B]сама собой никакая информация в мозге не "возникает" [/B](неудачное понятие). Она нарабатывается мозгом. [/QUOTE]
Под воздействием сигналов она возникает. Любой сигнал (он же и воздействие, потому и пишу частенько: сигнал/воздействие) воздействует на структуру системы (например, мозга), в результате чего в структуре данной системы возникают изменения.

[QUOTE]Владимир пишет:
То, что воспринимает сам человек или с помощью специальных устройств становится жизненно важным сведением (информацией к размышлению), когда появляется связь между ним и последствиями для человека.
Это переходит в память как знание, опыт.
А что для этого будет пригодным - вкус, обоняние, слух, зрение или всё вместе. не важно.
Резкий звук или резкий запах, горечь остаются в памяти вместе с той обстановкой и предметами, где это произошло, т е увязанной с тем, что было в том или ином объёме восприятия этой обстановки. [/QUOTE]
Вы описываете процесс формирования у живого организма модели реальности. Это процесс длительный.

Разумеется, материальная основа такой модели будет заключена в структуре организма (например, мозга) – в нервных связях, составе межклеточного матрикса, даже в структуре  самих клеток и т.д. Подчёркиваю, именно материальная основа, а не сама модель. Модель каждый раз «разворачивается» (активизируется – частично, полностью) в ответ на воздействие – получения сигнала. В итоге, ответная реакция организма будет выработана в соответствии с моделью реальности (той активной частью модели)…

В обиходе мы обычно это описываем как: поступил в соответствии со своими убеждениями, сделал вывод на основе такой-то теории, узнал что-то (идентифицировал) в соответствии с имеющимся опытом, и т.д. и т.п.

[QUOTE]Владимир пишет:
[B]Возможно, мы говорим обо одном и том же, но разными словами[/B].[/QUOTE]
И даже очень часто… Много раз замечал за другими. Со стороны, так сказать, виднее. Вот за собой трудно заметить – уровень рефлексии должен быть достаточно высокий…
Мозг - это просто, френология или методология?
[QUOTE]eLectric пишет:
Назовём сигнал иначе. Сигнал, это воздействие на объект. Вы согласны? Тогда проще понять, что нет отдельно "объекта" и отдельно "воздействия на". Если существует "воздействие на", значит и существует на что воздействует. Эти понятия неразделимы.
(Мы говорим партия, подразумеваем Ленин). Если мы говорим "сигнал", то и подразумеваем систему, на которую сигнал воздействует.

Если это всё понятно, то становится понятно, как получается, что информация - свойство сигнала, а смысл информации связан с системой.
Когда мы говорим об информации, мы находимся в контексте "воздействие сигнала на систему" и нет никакого сигнала самого по себе, "сигнала из внешнего". Сигнал и система, это две стороны одного явления - воздействия на систему. А если кто-то и будет говорить о сигнале "снаружи", самом по себе, то понятия информации, её количества и содержания теряют смысл.

Вы совершенно правильно сказали: "В сигналах/воздействиях безотносительно воспринимающей системы нет никакого смысла." [/QUOTE]
В принципе, согласен. Вот здесь я сегодня порассуждал о подобном (по сути, повторил свои идеи в очередной раз).
https://paleoforum.ru/index.php/topic,9297.msg215370.html#msg215370

[QUOTE] P.S. Дополню важное замечание. Когда мы говорим о сигналах/воздействиях, мы уже подразумеваем нечто происходящее внутри некоей системы (да хоть всей вселенной в целом).

То есть, воздействовать можно только на то, что воспринимает воздействие. Воздействие является причиной изменения структуры в системе воспринявшей это воздействие.

Если некие сущности (системы, объекты, процессы и т.д.) взаимодействуют (то есть, обмениваются воздействиями), то они принадлежат (включены) одной системе. То есть, само наличие факта взаимодействия говорит нам о том, что взаимодействующие сущности являются частями некоей физической системы.

Соответственно, аналогичные рассуждения применимы и к сигналам. Сам факт наличия обмена сигналами говорит нам о том, что обменивающиеся сущности являются частями некоей информационной системы.

Если совсем по-простому, то летящий где-то там во вселенной фотон сам по себе не является ни сигналом, ни воздействием. Мало того, пока он не начал взаимодействовать его не обнаружить. А вот как только он начал взаимодействовать, то сразу стал и воздействием (именно для той сущности, с которой он вступил во взаимодействие), и сигналом.  [/QUOTE]

[QUOTE]eLectric пишет:
Ну, обычно под самосохранением понимают "инстинкт самосохранения — это врожденная форма поведения живых существ в случае возникновения опасности, действия по спасению себя от этой опасности." Вики.
А под устойчивостью просто способность системы сохранять текущее состояние при влиянии внешних воздействий. Мы склонны называть предметом то, что не изменяет свои свойства во времени, зато понятие система, кажется, несколько шире.[/QUOTE]
Не спорю. Я, как обычно, опять свой смысл вкладываю во всё…
Здесь отвлечённо порассуждал…
https://paleoforum.ru/index.php/topic,9297.msg215369.html#msg215369

В общем оба сообщения можно воспринимать как пространные комментарии к данной дискуссии… Способность «извлекать» (а по сути, формировать) смысл связана с разумностью системы…
Мозг - это просто, френология или методология?
[QUOTE]eLectric пишет:
Всё ваше описание ориентировано на человека. Вы пишите "система" и подразумеваете "человек". Спору нет, что самосохранение для человека имеет важный смысл. Только зачем-же целеустремление на самосохранение распространять на все системы?
Весь смысл в определении - его общность, абстрагированность от сугубо психологического трактования.[/QUOTE]
Вообще-то я специально для Вас таким образом рассуждаю… Вы же сами приводили всё время примеры с людьми… Думал, что так будет доходчивее… :(

Общее определение без привлечения наблюдателя дать не смогу…

Для наблюдателя только то наблюдаемое является системой, которое проявляет свойство самосохранения (устойчивости). Если наблюдатель такого свойства не выявляет в наблюдаемом, то он такое наблюдаемое считать за систему не будет…
[QUOTE]eLectric пишет:
Вы стремитесь перевернуть общепринятое понимание информации исходя из своего узкого подхода.[/QUOTE]
Вот видите, какой я – всё переверну и испоганю…Наверное, поэтому и не имеет смысла со мной что-либо обсуждать… :(
Мозг - это просто, френология или методология?
[QUOTE]Макрофаг пишет:
Это для того, чтобы понять , что любые сигналы из внешнего никакой смысловой нагрузки не несут.Этого просто не может быть по определению! [/QUOTE]
Так ведь и я о том же… И, насколько, я понял, Электрик тоже такого же мнения придерживается (если это не так, поправьте, пожалуйста)… Смысл появляется в системе. О чём спор-то?

[QUOTE]Макрофаг пишет:
Мозгу пофигу семантика сигналов. Мозг сам рождает информацию о любых сигналах из внешнего. [/QUOTE] Смысл появляется в мозге, кто спорит-то?
Одним словом, какая структура будет у воспринимающего мозга, такой смысл этот мозг и извлечёт из воспринимаемых сигналов…

[QUOTE]Макрофаг пишет:
Любые информационные теории - бред, пока не добьёмся адекватного реальности определения "информация" [/QUOTE]
Ну, не такой уж и бред, эта самая теория… Она ведь и говорит, что является смыслом для системы в получаемых сигналах. Причём, делается попытка свести смысл (как некое ментальное информационное понятие) к уровню энтропии в системе без потери устойчивости системы (к неким физическим понятиям). То есть, делается попытка раскрытия смысла через взаимосвязь двух параметров – устойчивости (самосохранения) и упорядоченности (уровня энтропии) системы.

Повторюсь: какая структура будет у воспринимающей системе, такой смысл она и извлечёт из воспринимаемых сигналов… Но смысл появится (возникнет), в любом случае, в воспринимающей системе, а не будет заключаться в самих сигналах/воздействиях. В сигналах/воздействиях безотносительно воспринимающей системы нет никакого смысла.

Кстати, напомню, что я тут постоянно «толкаю»: разум, способность системы формировать алгоритм ответной реакции (в том числе, и реакции опережающего отражения) в целях самосохранения системы (в целях выживания).
Типа, реализация системой своего стремления к самосохранению средствами интеллекта (вычислительного функционала системы).

Ничего не напоминает? :)
Никакие аналогии и ассоциации не вызывает? :)
Мозг - это просто, френология или методология?
[QUOTE]eLectric пишет:
Нет, не корректно. В этом определении указывается, что [B]информация имеет смысл только тогда, когда используется для самосохранения[/B]. С чего-бы такое ограничение?
Далее про апоптоз и пользе самоубийства. Всё это настолько специфично, что мало относится к сути дела. И, как выпишите, можно посмотреть с одной стороны, а можно и с другой... Ну, не тянет на обобщённое определение.[/QUOTE]
Всё же выскажусь в защиту  этой теории…
Прошу набраться терпенья (немного сумбурно получилось, как обычно  :( ).

Именно так, [B]информация имеет смысл, когда способствует самосохранению (то есть, сохраняется существующая структура без возрастания удельной энтропии) системы[/B].

Сигналы могут вносить в структуру системы беспорядок (бессмысленные), а могут и не нарушать порядок (несущие смысл).

Условно говоря, если в системе знаний (в более общем – в модели реальности) у человека имеется определённая упорядоченная структура (а она всегда имеется, если есть хоть какая-то система знаний) и при добавлении в эту структуру неких компонентов при получении сигнала/воздействия (то бишь, наращивания «массы» системы знаний) сохраняется существующий порядок и, при этом, не увеличивается удельная энтропия, то получаемые сигналы/воздействия несут для данной системы смысл. Но смысл рядовой, можно сказать, минимальный.

Мало того, сигналы/воздействия могут даже увеличивать упорядоченность внутренней структуры в системе. То есть, после получения сигнала/воздействия удельная энтропия системы уменьшается. Такие сигналы система расценивает как информацию с большим смыслом.

По отношению к системе знаний (ведь мы именно с её позиции интерпретируем поступающие сигналы как осмысленные или бессмысленные) действует то же самое.

В голове не укладывается – это же попросту, выраженная в художественной форме, невозможность уложить поступающую информацию (в виде последовательно-параллельных совокупностей сигналов/воздействий) в собственную систему знаний без кардинального увеличения, как удельной энтропии системы, так и полной энтропии системы. То бишь, данная поступающая информация вносит хаос в систему и увеличивает энтропию воспринимающей системы. Я тут подразумеваю систему знаний, но и для всей модели реальности это также применимо. Такой поток информации будет системой отторгнут, как вредный и могущий нарушить структуру системы, ведь система пытается самосохраниться (типа, сохранить существующую структурность без увеличения удельной энтропии).

Для того чтобы усвоить такую бессмысленную информацию системе придётся перестроиться (изменить свою внутреннюю структуру), что возможно только опять-таки с помощью (точнее, вследствие) входящих сигналов/воздействий и поступления (и утилизации излишков) энергии.

Получаются, что высокоэнергичные сигналы вполне могут стать осмысленными для системы при определённых условиях (режима поступления, интенсивности, длительности и т.д.). То есть, станут осмысленными, после того как данная система под их воздействием перестроилась и изменила свою внутреннюю структуру. «Вколачивание» знаний, зубрёжка, заучивание – из этой серии…

Это так же согласуется с обучением (если шире с воспитанием и обучением) детей. В период роста и быстрого изменения физической основы (точнее, нейрофизиологической основы) модели реальности (в том числе и формирующейся системы знаний) с помощью точно подобранных сигналов/воздействий вполне можно сформировать у ребёнка определённую структуру в системе знаний (и в модели реальности).

Что характерно, формируем-то мы (да и сигналы посылаем соответствующие) у него (у ребёнка) структуру подобную нашей собственной. Типа, учитель (лучше, на мой взгляд, говорить – воспитатель и/или дрессировщик) оказывая на ученика воздействие, может сформировать у него структуру только подобную своей (той, которая у него самого имеется). Типа, воспитуемый становится отражением воспитателя (разумеется, в плане схожести системы знаний и моделей реальности, а не физически). Это, кстати, и понятно, энергетическое воздействие пропущенное через структуру воспитателя будет структурировано в сигналы/воздействия (то есть, в информационный поток) соответствующий внутренней структуре воспитателя. Мы ведь, по сути, просто перепускаем (и перенаправляем) через себя (через свою структуру) неструктурированные и структурированные потоки энергии.

Разумеется, в действительности, на воспитуемого сразу много «учителей» воздействуют – сами воспитатели, просто окружающие люди, природные факторы и т.д. и т.п. В итоге результирующая всех этих воздействий для разных воспитуемых окажется различной.

Про перенаправляемость и трансформируемость потоков энергии в соответствии с собственной структурой системы – то есть, структурирования энергетического потока на выходе из системы – [B]разговор отдельный[/B]. Но, как мне думается, любая система может усвоить только поток определённой интенсивности и длительности. Кстати, есть как верхний предел (система будет разрушаться интенсивным потоком энергии и/или переполнятся), так и нижним – система не будет воспринимать такой слабый поток (то есть, поток не будет изменять структуру системы вообще, система такое слабое воздействие просто не ощущает). По сути, все сигналы, которые испускает система, есть «отходы жизнедеятельности» данной системы (типа, канализированные излишки поступающей энергии). И данные «отходы» (то бишь, выходной энергетический поток) структурированы в соответствии с внутренней структурой системы. Но это тоже [B]разговор отдельный[/B].
Изменено: ArefievPV - 21.07.2018 06:04:38
Мозг - это просто, френология или методология?
[QUOTE]eLectric пишет:
[QUOTE]Техник пишет:
О как.   [URL=https://medium.com/@sergey_57776/создана-единая-теория-смысла-информации-72d8bf5a4c8c]Создана единая теория смысла информации.[/URL]  
[URL=https://arxiv.org/pdf/1806.08053.pdf]Теория смысла.[/URL]
Семантическая информация определяется в этой новой теории так:
..."  информация, которой обладает физическая система об окружающей среде, и которая казуально необходима системе для поддержания собственного существования, определяемого способностью системы поддерживать себя в состоянии низкой энтропии."
[/QUOTE]
ОК. Разберемся?
"все эти теории:
- не предусматривают формальное описание семантической информации, пригодное для использования в разных науках (от философии и психологии до физики и биологии);
- не допускают единого формального описания семантической информации, применимого, как для живых существ, так и для любой иной физической системы (скалы, урагана или сети)."
Вполне спаведливо, если не учитывать, всего, что написал Н. Винер и что известно аж с 40-х годов.
"Кибернетика - наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе"
Автор вполне справедливо описывает требования к теории информации, но дальше этого уже некоторая путаница. [/QUOTE]
Внесу свои две копейки…

[QUOTE]eLectric пишет:
Например, автор жалуется на отсутствие (отсутствие определения) смысла информации. А потом предлагает теорию объясняющую семантическую информацию. И, вроде как, у него это одно и то же. Я так понимаю, что "смысл информации", это не информация, а некое характерное её свойство, атрибут. Поэтому можно говорить "семантика информации", а что такое "семантическая информация"? - Смысловая информация? Смысл информации это тоже информация? Это как утверждать, что все предметы имеют размер и размер, это тоже предмет. Этакий размерный предмет. [/QUOTE]
Думаю, что атрибут (смысл информации) всегда указывает на принадлежность воспринимающей системы. Смысл – он только для кого-то (для какой-то системы) – по сути, некая внутренняя особенность/способность системы изменять свою структуру при воздействии. По большому счёту, данный атрибут скорее относится к системе, нежели к информации…

Да и сама информация есть атрибут (если так можно выразится) системы (информационной системы). Даже сигналы действительны только внутри информационной системы. Как и [B]воздействия действительны только внутри материальной системы[/B]. Частица/тело/объект, не воспринимающий воздействие не принадлежит этой материальной системе – нет этой сущности для данной системы.

[QUOTE]eLectric пишет:
Ну ладно, будем представлять, что он говорит о смысле информации. Второе его требование - "единое формальное описание смысла информации, применимого, как для живых существ, так и для любой иной физической системы". И для решения предлагает определение, которое предполагает: "информация, которой обладает физическая система об окружающей среде". Если отделить последние 60 лет развития техники, то это определение относится только к живым существам обладающим памятью. Приложим последние 60 лет и это окажутся устройства с памятью. Само выражение "обладать информацией" явно аналогично выражению "обладать знаниями" и подразумевают существо или устройство, которое хранит и умеет использовать информацию (знания). Это определение по своей ментальности явно психологично и никак не относится к "любой иной физической системе". На это указывает и содержание определения - информация нужна и используется для самосохранения. Если система не умеет использовать информацию для своих целей, то, вроде, и смысла в ней нет. [B]Это очевидный антропоморфизм и психологичность[/B].
Да и [B]для людей такое определение не корректно[/B]. Узнал мил человек что-то ужасное, да и застрелился, или сам погиб и ещё кучу врагов положил. Т.е. информацию использовал, но никак не для "поддержания себя в состоянии низкой энтропии". Разве информация для него не имела никакого смысла?

Если отбросить всякую дребедень и обратиться к информатике и теории систем, то информация, это свойство сигналов управлять - изменять состояние системы или её поведение.
Отсюда, очевидно, вытекает и смысл информации. Это те самые изменения в системе. Если в результате получения информации аппарат напечатал знак "А", значит смысл этой информации - напечатать знак "А". Если человек получив информацию покончил собой, значит в этом и состоял смысл информации.[/QUOTE]
Куда же мы денемся от психологичности и антропоморфизма…
Для людей такое определение не корректно? Мне кажется, оно применимо и для отдельных людей, и для социума…

Вот, например, у меня почему-то активизируется иной контекст… Если помните, я тут на форуме «толкал» свою идею, что понимание, это активация и/или формирование контекста.

Сразу всплывают понятия (и идеи/гипотезы/теории/определения/примеры, связанные с этими понятиями) базис и надстройка (типа, система-базис и система-надстройка), личность/психика и тело/организм, многоклеточный организм и отдельная клетка, апоптоз клеток и «дремлющая» программа самоуничтожения, локальный минимум энтропии системы и т.д. и т.п.

Психика, это система-надстройка над организмом (системой-базисом). Личность, всего лишь отдельный компонент психики (эдакая программа).

Это личность получила некий сигнал, и запустился код самоуничтожения (а то, что при этом тело уничтожится, личность вообще во внимание не принимала – типа, она есть, а тело к ней только «придаток»). По сути, личность можно считать как некую работающую программу (функционирующую в некоей материальной вычислительной системе – организме, компьютере и пр.) – одну из многих имеющихся в психике. Возможно, получилось так, что на данную комбинацию сигналов «среагировала» в первую очередь программа самоуничтожения (без разборок, что там надо было конкретно уничтожить – личность, психику, воспоминание, тело) или других подходящих программ обладающих необходимой селективностью в психике наготове не оказалось (или они вообще не были сформированы в данной психике (или не были инсталлированы в данную вычислительную систему)). Как бы то ни было, программа самоуничтожения уничтожила данную личность…

Но ведь на это дело можно взглянуть и с другого ракурса. В многоклеточном организме зачастую происходит самоуничтожение отдельных клеток (апоптоз). То есть, в клетках имеется программа самоуничтожения, но она включается не автоматически (типа, запрограммированная смерть), а после получения неких сигналов (из внутриклеточной среды и/или из межклеточной среды). То есть, апоптоз как раз и направлен на самосохранение системы – целого организма – ценой самоубийства отдельных клеток.
Может, личность точно также получила сигнал из социального окружения, запустивший программу самоуничтожения…

Что характерно, если апоптоз клеток не произойдёт, то весь организм нарастит энтропию (типа, начнёт разрастаться раковая опухоль, пойдут метастазы, уменьшится упорядоченность организма, увеличится хаотичность структуры организма). Но ведь и неадекватная личность тоже может натворить в социуме дел, из-за которых возрастёт хаотичность структуры социума. Так может, для самосохранения социума в состоянии локального минимума энтропии в данных текущих условиях, самоубийство как раз и имело смысл? А личность просто получила команду (управляющий сигнал) на запуск программы самоуничтожения?

Далее. Речь ведь может идти о [B]локальном минимуме энтропии системы[/B]. То бишь, система пытается себя сохранить именно на данном локальном минимуме энтропии в текущих условиях окружающей среды. И тут необходимо понимать, какая именно система/подсистема «взяла верх» (у какой из всех этих вложенных (подсистем и отдельных элементов (которые также представляют собой системы)) и надстроенных систем связи оказались более устойчивыми) именно в текущей ситуации. Вполне может оказаться, что совокупность сигналов из внешней среды запустит программу в некой одной из подсистем, которая приведёт к развалу всей совокупной системы (эдакой надсистемы). И что интересно, распавшиеся на отдельные части системы окажутся в локальном минимуме энтропии.
Мозг - это просто, френология или методология?
К предыдущему сообщению.
Прошу извинить за эмоции и флуд, накипело чуток… :(

И когда сетуют на возрождение религии в обществе (типа, человечество начинает охватывать некий религиозный психоз), то за собой вины не замечают, типа…
А запрос социума на понимание, на адекватные объяснения существует (и сильный очень запрос). А что делает наука? Она попросту отмахивается от этой проблемы (типа, надуманная проблема). Но социум не считает проблему надуманной (и она для него интересна и важна) и начинает искать ответы (и другие пути её решения) – обращается к религии, обращается к философии, обращается к искусству…

Это следствие стаусинной политики учёных (не всех, разумеется), предпочитающих не замечать сей эффект. Надо не игнорировать проблему, «пряча голову в песок» (типа, нет её, этой самой проблемы), а признавать её наличие. Следствием такой недальновидной политики может стать смещение науки с ведущих ролей постижения реальности…

Для решения данной проблемы надо бы плюнуть на собственную гордость и снобизм и вступить в кооперацию с философией хотя бы… Однако, для начала надо признать само наличие проблемы. Но нет, мы ж такие умные и всё знающие (бозоны Хигса открываем). А ничего, что абсолютное большинство людей очень плохо понимает, чем там занимаются учёные? А эти люди, на минуточку, представляют собой более 90% социума!

Разумеется, и бозонами Хигса заниматься надо, и многим другим – главное не допускать критического разрыва между основной массой населения социума и научным сообществом в понимании картинки мироздания. А ведь это и происходит (причём, в глобальном масштабе)… Можно выиграть битву (открыть бозон), но проиграть войну (утрать ведущую роль в обществе). А дальше – всё по нарастающей, как снежный ком – в итоге (через несколько поколений) вместо науки рулить начнёт магия…

И замена эффекта наблюдателя на декогеренцию, тоже не решение – там куча подводных камней вылезает… Давнишнюю заметку на палеофоруме недавно размещал (правда, реакции ноль – никого не впечатлили выводы, полагаю).
https://theoryandpractice.ru/posts/8507-quantum-experiment

Как сказано в конце заметки: «Ведь с таким подходом весь классический мир становится одним большим эффектом декогеренции. А как утверждают авторы одной из самых серьезных книг в этой области, из таких подходов еще и логично вытекают утверждения вроде «в мире не существует никаких частиц» или «не существует никакого времени на фундаментальном уровне». Многие ли могут примириться с отсутствием времени и вещества? То-то же… Арефьев может. Но у этого товарища чуток другой взгляд на картинку мироздания. Однако, он не показатель и не авторитет ни разу. Этот Арефьев толкает тут всякую альтернативщину про действительность и реальность, а настоящие учёные такими вещами не заморачиваются…

Если кто не понял, приведу пример попроще. Если человек не получает помощь от доктора, он идёт к знахарю или начинает заниматься самолечением. Если человек не получает ответы на вопросы его волнующие, от науки, он обращается к философии, религии, искусству, альтенативщикам всяким или пытается найти ответ самостоятельно…

Наука (в лице научного сообщества) отвечает на запросы социума. Если ответы на эти запросы социум не устраивают, то социум начинает искать ответы в других местах. Не надо путать – наука для социума, а не наоборот. И научное сообщество всего лишь часть социума, а социум не придаток к научному сообществу. Социум будет решать, что ему надо, а что – не надо… И глобальный процесс переформатирования, возможно уже начался (пошла смена приоритетов)… Возможно, ещё не поздно данную ситуацию разрулить, и не потерять науку…
Мозг - это просто, френология или методология?
[QUOTE]Dyk пишет:
Вопрос в том, [B]возможно ли вообще в методологии науки исключить «эффект наблюдателя»[/B]?[/QUOTE]
Нельзя.

В философии не исключали (и не исключают).
В науке решили пойти другим путём. Типа, объективно, без «подмешивания» влияния наблюдателя. В общем-то, на основе (точнее, в том числе, и поэтому) и выстроено разделение науки и философии. Не путайте философию с философоведением.
https://www.youtube.com/watch?v=KshafAmECAo

Поначалу выходило неплохо. До квантовой механики (ну, и по «мелочи» там). А теперь в физике «торчат уши» влияния наблюдателя – потому как, нелокальность рулит…
Вот в этом сообщении собрал ссылки на работы:
https://paleoforum.ru/index.php/topic,9297.msg213251.html#msg213251

Ведь, «исключили» наблюдателя принудительно (волевым решением, так сказать), будто природа подчиняется тому, что придумает человек. Типа, у нас всё объективно (в отличие от всяких там философий, религий и искусств), без примеси влияния наблюдателя. Теперь начинаем «плоды пожинать»… Обман (в том числе и самообман), он ведь завсегда боком начинает выходить – сначала окружающим, а потом и самому обманщику…
Есть ли «камень преткновения» у создателей Искусственного Интеллекта? Какой он?, В «Н и Ж» №2 2018г. с тр. 44 редакция открыла для обсуждения тему «Искусственный интеллект», пригласив писателей и учёных. Правда, предложила узкий формат темы – «ИИ друг или враг». Это крайности - истина, как известно, всегда посередине.
[QUOTE]Владимир пишет:
Мозг что - то вычисляет, но не математически, а в категориях больше - меньше, лучше - хуже, опасно - нет ....[/QUOTE]

Без разницы, что и как вычисляет. Абстрагирование, например, это тоже целый каскад вычислительных процессов… Даже восприятие (достаточно чётко об этом сказано в лекциях Дубынина) – те же самые вычисления, производимые мозгом (системой, так сказать) в первичных, вторичных и далее зонах коры… Грубо и условно – у человека, как у системы, вычислительный функционал имеется. Основные структуры, занимающиеся вычислениями высшего порядка – типа, вычислениями, для формирования алгоритмов целостного поведения самой системы – у него сконцентрированы в мозге.

[QUOTE]Владимир пишет:
Однако, вы ничего не сказали об ИИ.
Что у него "функционал", а что "наблюдатель"? [/QUOTE]
У систем ИИ (у систем ИИ, а не у ИИ) совокупность вычислительного функционала и есть интеллект. Это из моего определения ведь…

Внутри системы наблюдателя нет (возможно, что это только пока нет), наблюдатель у таких систем внешний (обычно это пользователь человек).

[QUOTE]Владимир пишет:
И что может подстерегать создателей ИИ в этом случае? [/QUOTE]
Пока человек создаёт системы ИИ (искусственного интеллекта) – а он их давно создаёт (типа, начиная от калькулятора) – ничего создателю не грозит. Разумеется, при грамотном и аккуратном обращении с такими системами…

Размещал ссылку про ИИ в прошлом году (на другом ресурсе):
https://www.youtube.com/watch?v=5UEtNSDaPKk

Проблемы могут возникнуть, когда начнёт создавать системы ИР (искусственного разума) – а он их начнёт создавать (делает уже робкие попытки наделить такие системы свойством самосохранения) – вот тогда возможны проблемы (типа, конфликт интересов)…

То, что человек уже создаёт отдельные модули таких систем со свойствами самосохранения (пока только самосохранения софта и результатов вычислений) – это понятно и объяснимо – чтобы софт (и результаты работы) не уничтожился при случайных сбоях в системе. Вот когда человек начнёт создавать модули системы, обеспечивающие самосохранение системы (поначалу отдельных частей системы) в физическом плане – вот тогда можно будет констатировать, что человек встал на путь создания систем ИР…

Но ведь в этой теме о системах ИР речи не ведётся, правильно? Различие разума от интеллекта я расписывал неоднократно. Я уже убедился, что абсолютное большинство участников вообще не различает интеллект и разум…
Страницы: Пред. 1 ... 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 39 След.
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее