[QUOTE][B]Алексей Трофимов пишет: [/B]Это у Вас получается, что уход Тимура, согласно общепринятой версии по причине виде'ния ему, мусульманину, христианской святыни во сне, не является фантазией, а мой вывод о том, что его уход был следствием признания в Мокше, переговоров на Дону - является. [/QUOTE]
Да ладно(выражение крайнего изумления). Эт когда я такое написала.
Насколько я знаю во все периоды существования Золотой орды была практика сохранять города и даже не препятствовать местной вере, если они более менее покорны, и уничтожать полностью при сопротивлении - сжигая до тла, вырезая население.
И все тогда это наверное знали.
Я эти конкретные описанные Вами детали не знаю ни с той ни с другой стороны.
Все мои тексты были написаны по одной причине - я вижу тему, интересное направление.
Человек сюда ходит один, никто не пишет, никто не смотрит, как ни зайдешь пусто. Оченно жаль. Читать интересно.
Я не на таком уровне знаний деталей именно этих событий нахожусь, чтобы с вами спорить по фактам.
Пока читаю это. Представьте вашего среднестатического читателя - человека, которому история нравится, область данных конкретных событий ему практически неизвестна. Он хочет это читать и знать, что это нечто более менее достоверное. Он вдруг внезапно должен стать специалистом в этой области? Прочитать несколько книг по 500 страниц, чтобы убедиться, что то, что вы пишете верно? Ему после этого ваш текст уже будет не нужен.
Что делает простой смертный - набирает [B][I]Тимур и Мокша[/I][/B] в Яндексе
-[B]Википедия [/B]о Мокше вообще не упоминает, делает вид, что ее нет в природе. Война Тимура с Тохтамышем предлагается к рассмотрению по этому запросу.
[B]Яндекс[/B] первым делом предлагает вместо этого посмотреть
Зуброва Поляна. Тот предлагает следующее
[QUOTE] Республика Мордовия Историко-этнографический сайт
Зубово-Полянская земля занимает весь юго-запад Республики Мордовия и грани-чит : с востока и севера — с Торбеевским, Темниковским и Теньгушевским района-ми Мордовии, на юге — с тремя районами
Пензенской области (Спасским, Вадинским, Земетчинским), на западе — с Рязанской областью — с её Шацким, Кадомским и Сасовским районами. И только
Тысячи лет в лесах между Цной и Мокшей живёт древний народ — мордва-мокша. Они сражались с ордами Батыя, бились с кочевниками, вместе с русскими воевали Казань, освобождали от поляков Москву, громили в Европе фашистов ... Сайт рас-сказывает о том, как сотни лет в одном из районов российского государства вместе живут, строят дома, выращивают хлеб, растят детей, отдыхают и занимаются творчеством мордва, татары и русские ... Изучение далёкой и близкой истории этого небольшого района поможет вам лучше понять историю всей большой страны.
15 километров отделяют Зубово-Полянский район от Тамбовской области, с которой наша земля связана общей многовековой истори-ей развития.[/QUOTE]
Ну все таки люди там живут это краеведение, у нас в Костроме такими вещами если занимаются, то обычно это не альтернативщина.
Ладно ссылаемся на сайт.
http://www.zubova-poliana.ru/history-95.htm
Что они по Тимуру и Мокше гуторят:
[QUOTE]В тяжелых условиях монголо-татарского ига (см. другую точку зрения на этот период), продолжающихся грабительских набегов началось возрождение мор-довского края. Медленно, но росло население, восстанавливались деревни, со-вершенствовались орудия труда.
Вслед за возрождением экономических связей оживилась политическая консоли-дация мордовских земель. Их объединение происходило в рамках старых мор-довских княжеств : на севере в районе Эрземазы, на юге — вокруг возродивше-гося города Мокша. Однако прежней силы эти княжества достичь не смогли. Особенно слабым был граничивший со степью мокшанский край, всегда первым принимавший на себя удары ордынской конницы, куда бы она ни направлялась — будь то Рязань, Тверь, Владимир или северные мордовские земли.
С конца XIII века в Золотой Орде начинаются процессы феодальной раздроб-ленности, завершившиеся в 60-х годах XIV века фактическим распадом страны на Синюю и Белую Орды. В этот период крупные татарские феодалы, не доволь-ствуясь грабительскими набегами, начинают захватывать ослабевшие мордов-ские земли и оседать на них. В 1298 году золотоордынский выходец — князь Бахмет захватил Мещеру — мордовскую область по нижнему течению Мокши и Цны. В 1361 году выходец из области Бездеж, что в низовьях Волги, мурза Тагай с войском осел в среднем течении Мокши и Цны и провозгласил себя не-зависимым ханом. Народная память сохранила предание о последней мокшан-ской княгине Наровчат (по другим вариантам Буртас), сражавшейся с Тагаем, но потерпевшей поражение и бросившейся вместе с конем в Мокшу. Таким об-разом весь мокшанский край оказался под непосредственной властью татарских феодалов.
Захваты осуществлялись и в эрзянском крае. В том же 1361 году ордынский князь Булат-Тимур (Булак-Темер согласно русских летописей), укрепившись на тер-ритории южной части бывшего Булгарского царства, захватил восточные рай-оны древней Мордовии. Примерно в это же время приазовский мурза Сегизбек (Серкизбей?) подчинил себе часть мордвы, живущую в бассейне реки Пьяны.
Одновременно с севера и северо-запада возобновились походы окрепших рус-ских князей, мордовская земля сделалась ареной ожесточенной борьбы между ос-лабевающей Ордой и поднимающейся Русью. В таких условиях само существова-ние мордовского народа было вопросом нескольких десятилетий.
Последним клочком мордовской земли, пытавшимся как-то сохранить остатки са-мостоятельности, стала область в районе современного города Арзамаса, вклю-чающая часть бассейнов Теши и Пьяны. Находившаяся в центре края, защищён-ная лесами, она в меньшей степени страдала от вражеских набегов, чем окраины. Сюда стекались беженцы с юга, севера, востока и запада. Сравнительно плотное население, удовлетворительная, говоря современным языком, продовольствен-ная база, а так же большое количество добываемой пушнины, используемой не только в качестве дани, но и для закупки оружия позволяли местным феодалам содержать крупные военные отряды и приступить к восстановлению старых мор-довских «твердей», что являлось единственными гарантиями самостоятельности среди всеобщей междоусобицы. В эти годы эрзянским инязором становится Алабуга. Его имя или прозвище, которое встречается в летописях и трудах Ан-дрея Печерского, воспользовавшегося, видимо, не дошедшими до нас источ-никами, явно тюркского происхождения. Так называли могущественного хана Зо-лотой Орды Узбека, умершего в 1340 году. Каким образом мордовский феодал мог получить такое имя, предположить нетрудно. Мордовские князья со своими дружинами участвовали вместе с ордынцами и русскими в походах на Тверь в 1319 и на Смоленск в 1339 годах. В последнем походе была захвачена особенно богатая добыча. Возможно, в составе мордовской рати был отец будущего князя. Память об удачном набеге, а возможно, и славословия в адрес великого хана, так сказать, запали ему в душу. Кроме того, Узбек проводил политику сравнительно умеренного подавления угнетенных народов, за что последние были ему в ка-кой-то степени признательны. Обычай давать новорожденным имена популяр-ных царей являлся широко распространенным во все времена.[/QUOTE]
Вот я как то так вижу это как чайник по Мордовии.
Интересно есть ли у вас расхождения с этим текстом
.
Если ваши тексты написаны вами на основании многих источников, то ссылки давать тяжело и утомительно, согласна. Если каждый текст длинной в несколько абзацев на основе одной книги, то не так долго напечатать ее автора и год.
Все это конечно в этой теме офтоп и общая методология.
Мне нравится в принципе то, что Вы делаете и больше я тут офтопить не буду.
Изменено:
Лилия Шаройко - 26.01.2018 23:21:46