Что касается второго моего источника - журнала Природа и люди, у нас сфотографированы страницы, мы это делали сами в самой большой библиотеке Костромы им. Крупской и те экземпляры , которых здесь нет снимали в Москве. То есть я когда их сканировала, и обрабатывала, конечно читала, но поиском по файлам jpg не воспользуешься, все нужно просматривать заново. Я прошу прощения, что буду использовать тему иногда для обзора этого журнала, но мне очень жаль что он один из немногих остался не отсканированным и не выложенными в сеть тремя нашими самыми большими общероссийскими проектами по оцифровке российских журналов 19-20 века ( я их потом перечислю).
Итак история изобретений. В истории открытия газовых законов
http://mir.k156.ru/aeroplan/de_bausset_aeroplane-03.html#a03-2
Второй газовый закон: P ~ T
[QUOTE]К концу XVII в. существующие термометры недалеко ушли от первой галилеевской модели столетней давности и все фактически показывали не собственно температуру, а некое совокупное влияние температуры и давления атмосферы, к тому же каждый в собственных единицах. Однако на рубеже XVII и XVIII вв., за считанные годы до демонстрации, устроенной падре Бартоломеу, техника термометрии заметно улучшилась; прибавим уже давно известные методы измерения давления, – и в сумме получим готовность науки на опыте открыть второй газовый закон: давление газа в постоянном объёме прямо пропорционально его абсолютной температуре. По-видимому, самым трудным было выделенное курсивом слово. Тогда ещё мало того, что не было никакой шкалы температур, но и до ясного различения понятий теплоты (количество) и температуры (интенсивность) оставалось ещё более полувека. И тем не менее закон был найден!
[IMG]http://mir.k156.ru/aeroplan/amontons_thermometer_1699.jpg[/IMG]
Амонтон, 1699
Прорыв совершил в 1699 г. Г. Амонтон (Guillaume Amontons, 1663–1705)*. Он изобрёл ртутный термометр, который в журнале Парижской Академии был удостоен таких слов: «Изобретение, кое не только полезно в Практике, но также вооружило нас новыми Взглядами для Умозрения»**. И в первую очередь этой новизной воспользовался, конечно, сам изобретатель. Он открыл, что вода кипит при постоянной температуре, и так обрёл первую фиксированную точку для построения температурной шкалы (правда, вторую точку, как полагал Мах, он выбрал неудачно, вместо напрашивавшейся точки замерзания воды взяв некую «холодную» [froide] воду; возможно, Мах тут ошибся****). Опыты с этим термометром и позволили Амонтону между делом (ибо делом, как видно из заглавия его доклада, было изобретение пневматической мельницы) открыть второй газовый закон, который в немецкой Википедии и иногда в статьях об Амонтоне (куда реже – в статьях о газовых законах) даже носит его имя, хотя стандартно законом Амонтона называют другой, из области механики трения.[/QUOTE]
Там же сразу под этим текстом есть подробное описание прибора.