Если выкинуть всю терминологию и перевести на язык простого народа выйдет так:
Вернадский думал, что биосфера это целое почти как единый организм
Потом народ долго думал и решил - фиг, есть сочетания взаимосвязанных видов, и некоторые сочетания с другими не связаны - живут сами по себе. Например осьминоги и пчелы со своими окружениями - им вроде делить вообще нечего. Есть сочетания сочетаний. Как в виноградине есть сочетания косточек, а сами виноградины сочетаются в гроздь, а грозди в ветку гроздей.
Потом народ еще подумал и решил, фиг.
Когда четто сверху падает на четто снизу то вещества которые выделили те кто сверху, влияют на жизнь тех, кто снизу. Этта катенны называется.
Типа как вас залили соседи с верхнего этажа и теперь вам надо ремонт делать
:)
Тока там сверху обычно четто хорошее и полезное падает. Как если бы соседи залили вас эликсиром бессмертия.
Тока опять фиг - бактерии сидят во всей куче пород под почвой и разрушают камень, кислотой там его поливают, и всякими другими произведениями метаболизма, их много разных, больше чем профессий у людей, каждый чем то своим занимается.
Есть вот простой ролик, правда это часть жизни бактерий в самих почвах, но в геологических слоях принцип похож, там просто профессии бактерий другие.
плюс просто механическое и химическое разрушение без всяких бактерий, плюс вода и тп. И над ними образуется почва, на ней заводятся цветочки и все такое.
В общем я в основном за Вернадского - мы одно целое.
Муравьи и пчелы тут ни при чем. Ну то есть они конечно в сукцессии тоже участвуют, но в первых текстах было не про это. Если по ним что-то неясно - кидайте любой фрагмент из выложенного мной текста по муравьям и пчелам я его на простой язык переведу.
Часть сложного смысла потеряется, но не очень большая.