№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Римские мозаики «защищали» от зависти

Мозаичные изображения не только служили украшениями богатых домов, но и оберегали их хозяев от дурного глаза.

Отгонять неудачу, оберегать от дурного глаза, одним словом, от завистливых людей – это была одна из задач мозаик в Древнем Риме. Так считает международная группа исследователей, которая занималась изучением ритуальных и магических действий в римских мозаиках.

Жертвоприношение. Деталь мозаики из Сен-Ромен-ан-Галь (Франция). Фото: Universidad Carlos III de Madrid.

Письменные источники и археологические данные предоставляют много информации о религиозных верованиях римлян, таких, как ритуальные, магические или погребальные обряды. «Этим исследования мы пытаемся выяснить, как эти верования представлены в римских мозаиках по всей империи», – говорит Лус Нейра (Luz Neira), профессор древней истории из Мадридского университета имени Карлоса III, который координировал работу группы из 12 учёных. Результаты их работы опубликованы в книге Religiosidad, rituales y prácticas m?gicas en los mosaicos romanos.

Исследователи подчёркивают, что мозаики – это не только произведения искусства, но и первоклассные документальные источники для изучения истории. Мозаики для своих домов заказывали наиболее состоятельные члены общества. Самые распространённые сюжеты связаны с браком, жертвоприношениями, или являются «рисунками» от сглаза.

Последние имели апотропический эффект, то есть были своего рода защитным механизмаом, отгоняющим злых духов. Чтобы защитить себя от сглаза, они, например, прибегали к изображению глаза, пронзённого копьём и окруженного животными, в некоторых случаях – с надписями. Изображения мифологических персонажей с выделенными фаллосами и другие сцены, которые должны были отпугивать завистливых людей, помещались в коридорах домов. Один из ярких примеров – мозаика с острова Кефалиния (Ионические острова, Греция): там изображён человек, который мучается и задыхается из-за зависти, вызванной домом, на который он смотрел.

Такие изображения не являются особенностью какого-то узкого промежутка времени или периода, они прослеживаются на протяжении всей истории Римской империи. «Это очень важно, потому что они фиксируют выживание некоторых обычаев, происходящих из языческих представлений», – говорит Лус Нейра.

По материалам: Heritage Daily 

Автор: Егор Антонов


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее