В Колизее сохранилась написанные краской номера
Открытие сделали во время реставрации амфитеатра, под слоем грязи и копоти.
В ходе реставрации Колизея обнаружены остатки номеров, нарисованных красной краской. Номера указывали на различные секторы амфитеатра. Это была система, аналогичная той, которая сегодня используется в амфитеатрах.
Надписи были нанесены на арочных сводах. Цифры должны были указывать посетителям их места, в соответствии с их социальным статусом.
Директор музея Розелла Реа (Rossella Rea) назвала находку «исключительным открытием». По её словам, реставраторы не ожидали, что сохранятся надписи, выполненные краской.
Открытие подтверждает преимущества выбранного метода реставрации, говорит руководитель проекта Чинция Конти (Cinzia Conti). Стены Колизея очищают водой. Она удаляет грязь и копоть, но не вредит древней поверхности.
Реставрация Колизея началась в 2013 году. Стоимость проекта – 25 миллионов евро. Эти деньги предоставил итальянский обувной магнат.
Строительство Колизея началось в 72 году н.э., при императоре Веспасиане, и закончилось при императоре Тите, в 80 году н.э. Амфитеатр построили на месте пруда, который был частью Золотого дома Нерона – огромного императорского дворца. Таким образом, построив амфитеатр, Веспасиан совершил символический жест, передав народу земли Нерона. Считается, что Колизей был построен за счёт военной добычи, которую Веспасиан получил после побед в Иудее.
Открытие амфитеатра Флавиев сопровождалось масштабными играми. В первый день открытия, кроме гладиаторских боёв и морского сражения, там устроили травлю 5 тысяч разных диких животных. Долгое время амфитеатр был главным местом зрелищ для римлян. В 405 году император Гонорий запретил гладиаторские бои, как противоречащие духу христианства. Однако звериные травли проходили в Колизее почти до смерти Теодориха Великого (король Италии в 493–526 гг.).
Колизей мог вмещать до 50 тысяч зрителей. Благодаря 80 входам (vomitoria), которые были равномерно распределены по всему периметру, публика могла заполнить амфитеатр за 15 минут, а для того, чтобы все зрители покинули Колизей, требовалось 5 минут.
Четыре входа предназначались только для высшей знати и вели в нижний ряд. Он предназначался для императора, его семьи, сенаторов и весталок. Выше располагались места для остальной публики, разделённые на три яруса. В первом ярусе (20 рядов) сидели городские власти и представители сословия всадников. Скамьи второго яруса (16 рядов) мог занимать «плебс» – римские граждане, имеющие право носить тогу. Третий ярус предназначался для людей низшего сословия. В самых верхних рядах места были стоячими, туда пускали городских бедняков, иммигрантов, приезжих или рабов. Женщин в разное время то пускали в Колизей, то нет. Когда допускали, то они тоже должны были смотреть на представление из задних рядов.
Колизей прочно связан с представлениями о гонениях на христиан. Считалось, что здесь многие из них были замучены. В какой-то степени именно эти представления уберегли амфитеатр от разрушения. Папа Пий V в XVI веке предложил проводить крестный ход возле Колизея, поскольку, по его мнению, арена напоена кровью мучеников. В середине XVIII века папа Бенедикт XIV поставил на арене несколько крестов. В 70-х годах XIX века их убрали, чтобы отметить конец власти Ватикана над городом. При Муссолини на арене снова воздвигли крест, он стоит до сих пор.
Между тем у нас нет никаких сведений о мученической гибели христиан на арене Колизея. Гонения на христиан в империи вспыхивали несколько раз, но довольно быстро сходили на нет. При этом гонения не были религиозными в полном смысле этого слова. Христиан преследовали не за их религию (в этом смысле римское общество было довольно лояльным), а за отказ от исполнения традиционных, государственных римских обрядов.