№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Лидер с паразитом

Кошачий паразит помогает волкам выдвинуться в главари.

Кошачий паразит, как многие догадались, — это токсоплазма. Если забыть про некоторые бактерии и вирусы, то мало кому из паразитов повезло с публичным вниманием так, как токсоплазме. А всё потому, что она может влиять на поведение хозяина, точнее, одного из хозяев. Когда токсоплазма попадает в мышь или в какого-нибудь другого грызуна, она буквально делает его бесстрашным: грызун перестаёт бояться чего-либо вообще и начинает интересоваться всем подряд. И если раньше та же мышь спешно убегала от запаха кошачьей мочи, то с токсоплазмой она становится настолько любопытной, что пойдёт прямиком к кошке.

Токсоплазма размножается бесполым путём и половым; бесполым путём она размножается в грызунах, а в кошке (и вообще в любых кошачьих) — как бесполым, так и половым. Половое размножение даёт большее генетическое разнообразие, а значит и большую приспособленность популяции в целом. Так что токсоплазма совсем не зря заставляет мышь идти котику в пасть.

Вообще говоря, токсоплазма может жить не только в кошках и грызунах, но и в других теплокровных животных. Действует ли она и на их поведение? Есть данные, что шимпанзе с токсоплазмой перестают бояться запаха леопарда, подобно тому, как мыши перестают бояться запаха кошки. В прошлом году мы писали, что детёныши гиен с кошачьей токсоплазмой внутри чаще гибнут на зубах у львов. Маленькие гиены с токсоплазмой становятся слишком смелыми, чаще и дальше отходят от стаи с взрослыми, которые могли бы отогнать льва.

Но лишняя смелость не обязательно заканчивается безвременной гибелью. Сотрудники Йеллоустонского национального парка двадцать шесть лет изучали местных волков, время от времени брали у них пробы крови на предмет токсоплазмы. В Йеллоустоне живут и пумы, у которых, естественно, есть токсоплазма. Волки, чьи территории соседствовали или перекрывались с территориями пум, чаще получали токсоплазму. А те из волков, которые её получили, чаще становились лидерами стаи. Более того, как говорится, в Communications Biology, молодые волки с токсоплазмами были более склонны покидать родную стаю в поисках новых территорий и других волков. Видимо, тут опять всё дело в том, что токсоплазмы ослабляют чувство страха, хотя лишнее бесстрашие и для волков может выйти боком.

Волки в стае обычно стараются копировать повадки лидера, так что если он заинтересуется местом, где пахнет пумами, то все остальные пойдут за ним и получат свою порцию токсоплазмы. Но для паразита это, скорее, тупиковый путь: пумы не будут связываться с волчьими стаями.

Человек тоже теплокровное животное, и токсоплазма в нас тоже может прекрасно жить. Максимум, чем она может нам угрожать — это токсоплазмоз, который опасен людям с плохим иммунитетом и беременным: у беременных токсоплазма может сильно повредить и даже погубить вынашиваемого ребенка. (Кстати, предположительно она так же влияет на других животных, и авторы статьи в Communications Biology опасаются, что численность волков Йеллоустона может уменьшиться из-за проблем с беременностью.)

Одно время были предположения, что токсоплазма усиливает у людей тягу к алкоголю и суицидальные мысли, и даже повышает вероятность шизофрении. Но скорее всего, это всё сильно преувеличено: есть много работ, которые опровергают какую-либо связь между кошками, токсоплазмами и человеческим безумием; об одной такой работе мы как-то писали. Но всё же есть данные, что токсоплазмы на наше поведение пусть немного, но влияют.

Несколько лет назад в Proceedings of the Royal Society B была опубликована статья, в которой говорилось, что люди с токсоплазмой отличаются большей предприимчивостью в смысле готовности запустить собственный бизнес. Это опять же можно связать с «токсоплазматическим бесстрашием», однако всё, что касается человеческой психики, желательно неоднократно перепроверять и переподтверждать. Вообще не исключено, что всё влияние токсоплазмы на нас состоит в том, что мы начинаем просто сильно любить котиков.

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее