Дельфины сюсюкают с дельфинятами
Когда рядом с афалиной плавает её детёныш, она начинает свистеть и пищать на более высоких частотах, чем обычно.
С маленькими детьми разговаривают не так, как со взрослыми, — с маленькими детьми мы сюсюкаем и воркуем: говорим высоким голосом, а то и вовсе пищим, растягиваем гласные и т. д. И вот оказывается, что похожим образом разговаривают со своими детьми большие дельфины Tursiops truncatus, или афалины.
Афалины, как и многие другие дельфины и киты, любят общаться, и общаются они своеобразными свистяще-скрипящими звуками. Звуки помогают им охотиться, координируя действия в группе. Кроме того, у афалин есть собственные имена-позывные, с помощью которых они сообщают товарищам о своём присутствии. Как-то раз сотрудники Вудс-Хоулского океанографического института заметили, что когда рядом с самкой афалины плавает её детёныш, она иначе высвистывает своё имя. Чтобы проверить, так оно или не так, исследователи проанализировали звуки, которые записывали у самок афалин с 1984 по 2018 годы. Самок было числом девятнадцать, и у них время от времени появлялись детёныши. Для осмотра и исследования их загоняли в специальный подводный загончик прямо в море; когда у самки был детёныш, она оказывалась в загончике вместе с детёнышем. На голову афалинихе ставили особое устройство на присоске, которое регистрировало её свисты и скрипы.
В статье в PNAS говорится, что когда рядом с самкой был детёныш, в её свисте становилось меньше низких частот и больше высоких. В целом диапазон свиста расширялся из-за того, что верхняя граница частот становилась ещё выше. Проще говоря, дельфинихи рядом с дельфинятами становились более писклявыми; отчасти это было действительно похоже на человеческое сюсюканье. Причём сюсюкали все девятнадцать самок без исключений. Писклявыми они становились не от стресса — в стрессе афалины свистят иначе, и тот свист, который записывали с детёнышами, не был похож на стрессовый.
Считается, что человеческое сюсюканье помогает настроить уши и язык младенца на речь, а также укрепляет эмоциональную связь между ребёнком и родителями. Кстати, сюсюкаем мы не только с детьми, но и домашними животными. Говорить они от этого, к сожалению, на научаются, но эмоциональная связь между хозяином и питомцем действительно укрепляется: недавно мы писали, что котикам нравится сюсюканье, причём нравится именно тогда, когда с ними сюсюкают хозяева. У самок афалин голоса записывали, когда их детёнышам было уже два года. Вообще афалины присматривают за потомством до шести лет, но к двум годам дельфинята уже довольно бойко свистят сами, и у них уже есть индивидуальный позывной. Так что самкам не было нужды пищать, чтобы помочь детёнышам освоить дельфиний «язык». Скорее всего, писклявое сюсюканье работало на эмоциональные связи. Впрочем, тут нужно ещё понаблюдать за дельфинами, и желательно уже на воле, а не в специальном загоне, чтобы точно понять, действительно ли материнское сюсюканье сильнее привязывает дельфинят к матери и вообще как-то влияет на их поведение.