№09 сентябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Холодный старт для большой планеты

Фотографии экзопланет, полученные телескопом Джемини, помогут пролить свет на самые ранние этапы образования Солнечной системы.

Почему осьминоги такие умные

Осьминоги поумнели благодаря эволюционному умножению генов, контролирующих развитие нейронов и формирование межнейронных контактов.

Как молчит Х-хромосома

Отключение лишней хромосомы в женских клетках зависит от сложнейшего молекулярного механизма, в котором слаженно работают регуляторные РНК и гены самой Х-хромосомы.

Как связаны воспаление и рак

«Химическое оружие», которое иммунитет использует для уничтожения инфекции и вредных молекул, заодно вызывает канцерогенные мутации в ДНК.

Зачем кошкам вертикальные зрачки

Форма зрачков у млекопитающих тесно связана с образом жизни: вертикальные зрачки позволяют мелким хищникам точно оценить расстояние до добычи, горизонтальные помогают травоядным копытным вовремя заметить опасность.

Стресс сжигает жир

Длительный и сильный стресс заставляет белый накопительный жир превращаться в бурый, который сжигает жировые молекулы.

Как поёт «мёртвая голова»

Звукоиздающий аппарат бражника «мёртвая голова» напоминает принципом работы аккордеон: нагнетаемый в глотку воздух заставляет вибрировать специальный «язычок» во рту бабочки.

Муравьи переносят тяжести с умом

Чтобы нести тяжёлый груз в правильном направлении, группа муравьёв постоянно передаёт друг другу руководство переноской.

Старению добавили новую причину

С возрастом белки в клетке начинают плохо сворачиваться из-за изменений в окислительно-восстановительном потенциале в местах сборки белковых молекул.

Умные люди лучше думают

Гипотеза нейронной эффективности как одной из характеристик уровня интеллекта получила экспериментальное подтверждение.