Что можно увидеть на небе в январе 2024

Вот и наступил новый 2024 год. Середина зимы – не лучшее время для наблюдения за звёздным небом, но если распогодится, обратите внимание на скромное созвездие Голубя, который, по одной версии происхождения названия, принёс Ною весть об окончании Всемирного потопа, а по другой, был выпущен Ясоном и помог аргонавтам пройти смертоносные сталкивающиеся скалы.

Голубь (на латыни Columba, сокращение: Col) — среднее по размеру созвездие южного полушария неба, по площади занимающее 54-е место из 88 известных созвездий. По числу же звёзд, видимых невооружённым глазом (40 звёзд ярче 6m), оно делит 44–46 места. В нём имеется лишь одна звезда третьей звёздной величины Факт (2,65m) и ещё 4 звезды ярче 4m. Лучшее время для наблюдений декабрь–январь. Хотя созвездие видно частично начиная с широты 62° (примерно широта Петрозаводска), основные его звёзды доступны наблюдателю южнее широты 55° (примерно Москва). А полностью созвездие видно южнее широты 47° (примерно Ростов-на-Дону). При поиске созвездия на небе можно опираться на соседнее созвездие Большого Пса и созвездие Ориона, которое отделено от Голубя Зайцем. Факт образует с Сириусом (α CMa) и Ригелем (β Ori) практически равносторонний треугольник.

Московское небо южная сторона 15 января 2024 года, полночь. Краешек созвездия Голубь выглядывает из-под горизонта под Зайцем. Карты неба здесь и далее созданы с помощью программы Stellarium.
Московское небо северная сторона 15 января 2024 года, полночь.
Созвездие Голубя. Имена указаны для звёзд с видимой величиной выше 5,5.
Изображение Шарового скопления NGC 1851 полученое широкоугольной камерой космического телескопа «Хаббл». (NASA, ESA, and G. Piotto (Università degli Studi di Padova); Processing: Gladys Kober (NASA/Catholic University of America))
Изображение центра спиральной галактики NGC 1808, полученное космическим телескопом «Хаббл» (Jim Flood (Amateur Astronomers Inc., Sperry Observatory), Max Mutchler (STScI))
Изображение спиральной галактики NGC 1792, полученное космическим телескопом «Хаббл». Синие области содержат молодые звезды, а оранжевые, расположенные ближе к центру, – более старые и холодные звезды. (ESA/Hubble & NASA, J. Lee Acknowledgement: Leo Shatz

Факт (α Col, 2,65m) — ярчайшая звезда созвездия. Считается одиночной, хотя у неё есть слабый сосед на расстоянии 13,5 угловых секунд, что делает её визуально двойной звездой (261 св. лет; 4,5 M; 5,8 R; 1000 L, 12 963 K). Спектр показывает, что это так называемая Be-звезда, то есть звезда спектрального класса B, имеющая необычные эмиссионные линии. В данном случае они связаны с рекомбинацией водорода в горячем газовом диске, окружающем звезду. Как и большинство подобных звёзд, она быстро вращается со скоростью 176 км/с. Для сравнения скорость вращения на экваторе нашего Солнца всего 2 км/с.

Кстати, название звезды не связано со словом факт. Арабское слово фахта служит названием птицы из семейства голубиных. Любопытно, что первоначально так называлось современное созвездие Лебедя. А приблизительно через 12 000 лет Факт станет южной полярной звездой и будет совершенно недоступен для наблюдения из Северного полушария.

Вторая по яркости звезда Голубя — оранжевый гигант Вазн (β Col, 3,12m), старая звезда, находящаяся на заключительной стадии эволюции (K1, 87 св. лет, 1,1 M, 11,5 R, 56 L, 4545 K). Она примечательна своим большим собственным движением: по отношению к Солнцу её скорость 100 км/с.

Остальные три звезды главной пятёрки почти одинаковы по яркости, близки по цвету и ничем особым непримечательны. δ Col (3,85m) — спектроскопическая двойная система с орбитальным периодом 869 суток. Главный компонент — яркая звезда-гигант (G7, 234 св. года, 149 L, 5136 K). ε Col (3,86m) — оранжевый гигант (K1, 262 св. лет, 2,47 M, 25,2 R, 251 L, 4575 K). Судя по изменениям в движении, у него есть звёздный компаньон неизвестного типа. И, наконец, η Col (3,96m) — одиночный оранжевый гигант класса K0 или, возможно, смешанного типа G8/K1 (472 св. лет, 3,33 M, 38,6 R, 708 L, 4620 K).

В созвездии находится сбежавшая звезда μ Col (5,18m), которая, вероятно, была выброшена из системы ι Ориона. На основе измерений собственного движения астрономы определили, что μ Col и AE Возничего разбегаются со скоростью 200 км/с, а их траектории пересекаются с ι Ориона, примерно два с половиной миллиона лет назад. Скорее всего, эти звёзды-бегуны породило столкновение двух двойных звёздных систем, при котором звёзды выбрасываются радиально к точке столкновения. μ Col одна из немногих звёзд О-класса, видимых невооружённым глазом (О9,5; 1300 св. лет; 16 M; 3,58 R; 45700 L, 33 000 K). Это быстро вращающаяся звезда, совершающая оборот за каждые 1,5 дня. Для сравнения Солнце, диаметр которого в 4 раза меньше, поворачивается за 25,4 дня.

Созвездие содержит яркое, довольно массивное шаровое скопление NGC 1851 (39 500 св. лет, 7,3m, 11′, 551 000 M). Его возраст оценивается в 9,2 миллиарда лет. Оно расположено на расстоянии в 54 100 св. лет от Галактического центра и следует по очень вытянутой орбите через галактику. NGC 1851 имеет одну из самых высоких концентраций среди шаровых скоплений нашей Галактики. Его можно увидеть в бинокль как размытое пятно света, а небольшие любительские телескопы позволят рассмотреть некоторые отдельные звёзды скопления вдали от его компактного центра.

Скопление достаточно интересное, поскольку окружено рассеянным гало звёзд, простирающимся в радиусе более 240 парсек. Это позволяет предположить, что оно может представлять собой «раздетое» ядро карликовой галактики. Также есть гипотеза, что NGC 1851 — результат слияния двух скоплений, но тогда следовало бы ожидать разную металличность их звёзд, чего не наблюдается. Поэтому астрономы считают этот сценарий менее вероятным. Ещё одна загадка скопления — наличие двух отдельных популяций звёзд-субгигантов, разница в возрасте которых составляет около двух миллиардов лет. Спектроскопический анализ звёзд-членов ветви красных гигантов показывает, что, возможно, в скоплении существуют даже три разные популяции звёзд.

Поскольку созвездие находится несколько в стороне от полосы Млечного Пути, в нём нет туманностей, но можно наблюдать далёкие галактики, большинство из которых очень тусклые. Выделим три.

NGC 1808 — спиральная галактика с перемычкой (42 млн св. лет, 9,94m, 7,41′ х 3,39′). Высокий уровень звездообразования в ней и близлежащей спиральной галактике NGC 1792 (36 млн св. лет, 10,2m, 5,2′ х 2,6′) указывает на приливное гравитационное взаимодействие между ними. NGC 1792 — член группы галактик NGC 1808, которая является частью более крупной группы галактик Золотой Рыбы.

NGC 2188 — магелланова спиральная галактика с перемычкой (24 млн св. лет, 11,5m, 4,4′ х 1,1′). Магеллановыми по галактике-прототипу Большому Магелланову Облаку называют карликовые (в основном) галактики с единственным спиральным рукавом. Магеллановы спиральные галактики можно считать промежуточным типом между карликовыми спиральными галактиками и неправильными галактиками. NGC 2188 видна земному наблюдателю с ребра. Имеет диаметр около 50 000 световых лет.

* * * * *

А теперь поговорим о том, что можно наблюдать из объектов Солнечной системы на январском небе.

Меркурий встретит январь в созвездии Змееносца в попятном движении, но уже 2 января он развернётся и 9 января вернётся в Стрелец, где останется до февраля. 5 января Меркурий достигнет наибольшей высоты на утреннем небе, а 12 января — максимальной западной элонгации (23º). В этот период он восходит на пару часов раньше Солнца и его можно попытаться увидеть на юго-востоке на фоне утренней зари. 27 января Меркурий подойдёт почти вплотную к Марсу.

Венера 5 января перейдёт из Скорпиона в Змееносец. Здесь она окажется недалеко от Меркурия, и на небольшом участке неба можно одновременно наблюдать эти две планеты и немного убежавший вперёд Марс. 20 января вторую планету ждёт Стрелец. Для Венеры зима — благоприятное время для наблюдений, поскольку её блеск будет оставаться близким к максимальному, не опускаясь ниже –3,9m. Однако с середины января восход Утренней звезды будет всё ближе к солнечному, и разглядеть её на фоне утренней зари станет сложнее.

Марс проведёт середину зимы в созвездии Стрельца, где его можно попытаться найти на фоне утренней зари. Правда сделать это будет довольно сложно, поскольку его блеск около 1,3m, а видимый диаметр — примерно 4″.

Юпитер и Уран проведут первый месяц нового года в созвездии Овна, где у Урана 27 января стояние и переход к прямому движению. Поскольку у обоих гигантов в ноябре было противостояние, у них всё ещё прекрасная видимость: большой блеск, угловой диаметр и высота над горизонтом. Этой зимой Уран можно разглядеть невооруженным глазом, разумеется при отсутствии засветки Луной и городским освещением. В качестве ориентира для его поиска можно использовать звезду δ Ari (4,3m).

Сатурн проведёт месяц в Водолее, а Нептун в созвездии Рыб. В первой половине января у них неплохая вечерняя видимость. Но потом они будут незаметны в светлых сумерках. Как ориентир для поиска Нептуна удобно использовать звезду 20 Рыб (5,45m), в направлении которой он движется.

Карликовая планета Церера (9,0m), перемещается по созвездиям Змееносца и Стрельца. Однако наблюдать её затруднительно.

Яркие астероиды с величиной более 10m

Название     Величина            Созвездия
 (4) Веста       7,2–7,8            Телец
 (3) Юнона       9,4–8,8              Лев
 (9) Метида       9,3–10            Телец
 (2) Паллада          9,5        Голова Змеи
 (354) Элеонора       9,6–10,1    М. Пёс, Близнецы
 (532) Геркулина     10,3–9,7
      Дева, Волопас
 (18) Мельпомена        9,9–9,4          Кит, Телец
 (5) Астрея     10,0–10,7            Телец

Восходы и заходы Солнца и планет на широте 56º (Широта Москвы), долгота 0º, время UTC

Объекты                       15 января

Полнолуние            25
 Последняя четверть              4
 Апогей     1 (404911 км)
  29 (405781 км)
 Перигей      13 (362264 км)

В январе можно наблюдать, если позволит погода, один из трёх главных метеорных потоков всего года Квадрантиды c радиантом в созвездии Волопаса (около границы с созвездиями Геркулеса и Дракона). Он активен с 26 декабря по 16 января. Его пик наступит ночью 3–4 января, когда Луна будет в последней четверти (фаза около 51%). Условия для наблюдений средние, зато метеоры этого потока часто производят яркие огненные шары. К тому же, наблюдателю может помочь экранирование прямого взгляда на Луну. Обычно Квадрантиды в среднем выдают ZHR ~ 120, однако этой зимой, скорее всего, будет значительно ниже. Кроме того, следует учесть, что максимум потока имеет небольшую продолжительность, около 6 часов).

Яркие кометы

Буквами обозначено время наблюдения: В — вечер, Н — ночь, У — утро.
П — прохождение перигелия, r — расстояние до Солнца, d — до Земли в а. е.

Кометы  Блеск, время наблюдения и созвездия
 C/2021 S3 (PanSTARRS)  9,7–8,9m, У; Волк, Змееносец
 62P/Tsuchinshan  7,2–8,7m, Н, У; Лев, М. Лев
12P/Pons–Brooks
 8,3–6,5m, В, У (низко); Лебедь
144P/Kushida  11–10m, В, Н; Овен, Телец
 C/2017 K2 (PANSTARRS)
 12–13m, В, Н; Орион
C/2022 E2 (ATLAS)  13m, В, Н, У (низко); Рак
29P/Schwassmann–Wachmann
 13m, В, Н, У; Рак

Перигелий зимой пройдёт комета 144P/Kushida (25.01; r = 1,43; d = 0,59), а на наименьшем расстоянии от Земли окажется 62P/Tsuchinshan (29.01; r = 1,26; d = 0,5).

Чистого вам неба и удачных наблюдений!