Наука как искусство
На прошедшем в конце прошлого года в Сириусе Конгрессе молодых учёных не только читали лекции, делали доклады, проводили мастер-классы и семинары, но и показывали научное кино. В залах, где проходили кинопоказы, не было свободных мест. О том, для чего снимать фильмы о науке и как это лучше делать, рассказывает Ирина Белых, программный директор Фестиваля актуального научного кино.
— Ирина, почему кино участвует в конгрессе учёных?
— Кино – один из наиболее эффективных инструментов научной коммуникации. В последнее время научное кино становится всё более популярным и востребованным у зрителей, а молодые режиссёры-документалисты интересуются научными достижениями как темами для будущих фильмов. Чтобы оно развивалось дальше, необходимо постоянное общение учёных и кинематографистов. Мы постоянно делаем это в рамках фестивалей, а конгресс даёт нам дополнительные возможности. С одной стороны, демонстрация фильмов помогает преодолевать барьер недоверия учёных по отношению к кинематографистам. С другой, режиссёры, которых мы привозим, получают возможность показать свои фильмы научному сообществу и получить ценные комментарии, окунуться в эту атмосферу, найти интересные темы. Кинопоказы и присутствие режиссёров на Конгрессе – это и популяризация научного кино, и просто хороший досуг для участников.
— Как думаете, в чём секрет популярности научного киножанра?
— Я думаю, кино так эффективно прежде всего потому, что оно подходит к науке с чувственной, понятной каждому стороны. Это первый уровень восприятия: через эмоции и драматургию кинематографисты могут управлять вниманием и доносить важную информацию. Но самое важное – кино вдохновляет на самостоятельное изучение и погружение в тему.
Кстати, именно этим, мне кажется, отличается современное научное кино. В условиях доступности информации перед режиссёром уже не стоит задача подробно объяснить то или иное явление. Он должен показать его так, чтобы зрителю захотелось изучить тему самому.
— В Советском Союзе производство научно-популярного кино было на высочайшем уровне, но и наука тогда была в почёте. Сейчас не так. Думаете, рост интереса к кино говорит о возвращении престижа науки?
— Я думаю, это параллельные и взаимосвязанные процессы. В целом могу сказать, что документалисты очень тонко чувствуют тренды и повестку, и то, что они начали проявлять интерес к науке, вполне может означать возвращение научного престижа.
Ирина Белых на Конгрессе молодых учёных 29 ноября 2023 года. Фото Екатерины Лызловой, Фотобанк Росконгресс
Думаю, также справедливо будет утверждение: фильмы о науке способствуют повышению престижа науки и карьеры учёного. Мы представляем Фестиваль актуального научного кино, где показываем научное кино по всей стране, и не раз после показов к нам подходили молодые люди и говорили, что фильм помог им определиться с профессией или вдохновил на научную карьеру.
— Чем, на ваш взгляд, отличается нынешний научпоп?
— Надо сказать, сама история научно-популярного кино очень интересна. В разных странах оно развивалось по-разному, но везде и всегда оно откликалось на запрос эпохи и зрителя. В СССР научпоп всегда был по-настоящему авторским. Наших режиссёров – Семена Райтбурта, Павла Клушанцева, Александра Згуриди и других – знал весь мир. Их уникальные технические и режиссёрские находки сделали их узнаваемыми, многие их фильмы выглядят актуальными и по сей день. Им удавалось совместить художественную форму и драматургию с научным содержанием и доступно показать сложные идеи и понятия.
С середины 80-х научное кино не было востребовано, и только в начале 2010-х режиссёры начали вновь обращаться к науке. Очевидно, за прошедшее время ожидание зрителей от научно-популярных фильмов сильно изменились. Сейчас на первый план выходит переосмысление и драматургическое изображение научных процессов, авторский взгляд. Раньше было строгое разделение – документальное кино про человека, научное – про предмет или явление. На мой взгляд, такой подход устарел – в современном научном кино наука и технологии создают обстоятельства или контекст, в котором развивается история жизни человека.
— Какие фильмы были показаны на КМУ?
— В деловой программе Конгресса прошла дискуссия с учёными и режиссерами «Наука в кино: как снимает режиссер, что чувствует учёный, что видит зритель». В рамках дискуссии молодые режиссёры и герои их фильмов обсудили различные подходы к интерпретации научного содержания.
В рамках культурной программы были показаны наиболее интересные и яркие работы 2022–2023 года. Анастасия Зверькова, Александр Москвитин и Алексей Медведев в фильме «Музыка Звёзд» фиксируют световой поток, переводят его в звук, а потом из этих звуков пишут музыку. Переплетённая с необычной музыкой научная основа сочетается в фильме с комическими эпизодами из жизни жителей поселка Нижний Архыз в Карачаево-Черкесии, где происходит действие фильма.
Картина режиссера Лилии Дмитрик «Зрительная Полоса» – трогательный и нежный фильм о научных сотрудниках, занимающихся сохранением вида – лошадей Пржевальского. А фильм Юлии Быбы «Век человека» исследует влияние цифровой среды на коммуникацию и образ мышления современных людей.
Кадр из фильма «Зрительная Полоса». Источник: ФАНК
Картина Светланы Быченко «Меня приводит в движение свет» – невероятно красивый фильм о микромире. Герои фильма – цветы, насекомые и птицы – показаны не только с огромной любовью, но и с большим вниманием к деталям, что свойственно настоящему естествоиспытателю.
Также в рамках конгресса был показан Альманах второй Лаборатории научного кино ФАНК – «Идеи и технологии, меняющие мир», куда вошло 11 короткометражных фильмов об учёных и их исследованиях.
— Расскажите о работе сессии «Наука в Кино».
— В рамках сессии мы решили показать фильмы, снятые студентами нашей Лаборатории научного кино. Лаборатория – образовательный проект ФАНК, в рамках которого молодые режиссёры могли пройти дополнительное обучение и снять фильм о науке с помощью художественных руководителей и нашей команды.
Понимая актуальность научного кино и многообразие этого вида, мы хотели поэкспериментировать и посмотреть, каким оно может быть, исследовать реакцию аудитории на разные форматы.
Мы предоставили студентам полную свободу творчества и получили очень разные по стилю и подходу работы. На сессии мы показали три из них и пригласили режиссёров и героев рассказать об опыте совместной работы.
— Вы не разочарованы?
— Нисколько. Анастасия Емельянова (фильм «Живая Кожа») рассказывает историю научного поиска – от разработки до запуска продукта. Её героиня – харизматичная молодая учёная, аспирантка факультета почвоведения МГУ Анастасия Рычагова сумела превратить идею о том, чтобы сделать мир чище, в продукт, который уже пользуется спросом – очиститель воздуха, внешне похожий на цветочный горшок. На КМУ она представляла свою разработку, которая пользовалась большим интересом.
Никита Севастьянов (фильм «DAO») работал с одной из наиболее сложных тем – технологией блокчейн. Работа Никиты – настоящее произведение современного искусства: многослойный, объединяющий научное содержание, философский взгляд на технологию и стильное, минималистичное визуальное решение. Проект позволяет понять, почему технология блокчейн способна изменить будущее. Вывод режиссёра – технология блокчейн сделает многие процессы более прозрачными, а историю цифровых действий неизменяемой. Таким образом, есть шанс, что действия людей будут более осознанными.
Фильм Дениса Соколова «Зелёный квадрат» посвящён кафедре радиохимии химфака МГУ. Он объединяет игровое кино с неигровым. В фильме Дениса можно увидеть профессиональных актёров и настоящих учёных. Такое необычное сочетание позволило режиссёру удержать внимание зрителя, добавить в научное кино юмор и вместить такое сложное научное содержание, как переработка ядерного топлива, в десять минут экранного времени, когда зритель успевает и задуматься, и посмеяться.
В целом наши киносеминары прошли на ура – люди получили новую порцию интересной информации, поразмышляли, поспорили и отдохнули, ведь кино, даже научное, это всегда искусство. Недаром наша группа в одной из соцсетей так и называется «Наука как искусство», и среди подписчиков – как режиссёры, так и учёные.