«Железный Тигран» на купюре Армении

Девятый чемпион мира в буквальном смысле заразил Армению шахматами– в стране сейчас двадцать пять гроссмейстеров, а шахматы входят в обязательную программу второго, третьего и четвёртого классов школы.

Моноклональные антитела как оружие против рака

В этом году Нобелевскую премию по медицине вручили за разработку одного из видов противораковой иммунотерапии, когда у иммунитета отключают регуляторный механизм, и иммунная система начинает в полную силу охотиться за раковыми клетками. Чтобы заставить иммунитет работать, как надо, обычно используют моноклональные антитела.

Циркуляция по-фински

Финляндия не имеет собственного ископаемого топлива, но стремится стать энергетически независимой. Насколько это возможно – увидели научные журналисты, проведя в Финляндии три дня.

Как поссорились Иван Сергеевич с Львом Николаевичем

Тургенев и Толстой были близко знакомы друг с другом, однако отношения  у них складывались непросто – как-то раз, поссорившись едва не до дуэли, они перестали общаться друг с другом на целых семнадцать лет.

Великие психиатры и нейробиологи на банкнотах

Биографии психиатров и нейробиологов, попавших на банкноты четырех стран, отличаются редкой прихотливостью: кто-то кроме человеческого мозга занимался еще и муравьями, кто-то пропагандировал гипноз и эсперанто, а уж про Фрейда, который нашел вечный покой в древней этрусской вазе, и говорить нечего.

Укроп – первый среди равных

Выходец из Средиземноморья, укроп стал настолько популярен в кулинарии, что сложно представить, что некогда он был колдовской травой, которую кидали во всевозможные магические зелья.

Когда ждать лекарства от старости?

Молекулярный биолог, ведущий научный сотрудник факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ им. Ломоносова Максим Скулачев рассказывает о том, что такое старение и когда мы сможем научиться им управлять. Беседу ведет Виктория Лисенко.

Двести лет российской фабрике ассигнаций

Нынешний российский Гознак, выпускающий денежные купюры и другие ценные бумаги, ведет свое начало от Экспедиции заготовления государственных бумаг, построенной под руководством «русского испанца» Августина Августиновича Бетанкура.

Мармелад – иноземная сласть на русский лад

Если вдруг случился у вас невиданный урожай и стало некуда девать яблоки с абрикосами, то самое время вспомнить про мармелад – почтенное лакомство с долгой историей.

Что можно увидеть на небе в первую декаду сентября

Вот мы и добрались до первого осеннего месяца. Месяца с прохладными и тёмными ночами. Хорошо, что пока нам обещают ясные ночи. В зените на этот раз оказалось созвездие Ящерицы, от которого мы совершим путешествие вдоль восточного меридиана.

Полярное сияние на Сатурне

Космический телескоп «Хаббл» получил серию впечатляющих изображений полярных сияний на северном полюсе Сатурна, предоставляющих астрономам наиболее полную на сегодняшний день картину этого явления.

Хроника космической эры: полет Гагарина

Книга «Космос. Прошлое, настоящее, будущее», написанная по лучшим материалам «Науки и жизни» о космосе, космонавтике и астрофизике, сжато, но емко рассказывает о долгой дороге человечества к звездам. О, пожалуй, ярчайшем событии на этом пути написал для книги частый гость «Науки и жизни» — журналист и популяризатор науки Антон Первушин.

Что можно увидеть на небе в третью декаду августа

Вот и заканчивается самый последний, самый звёздный, самый тёмный месяц лета. Ясные ночи продолжают нас радовать, хотя и стали холодными. Постепенно увеличивается продолжительность тёмного времени суток. Пока ещё прекрасно видны летние созвездия. Летний треугольник Вега-Денеб-Альтаир, Лира-Лебедь-Орёл.

Что можно увидеть на небе во вторую декаду августа

Середина самого звёздного месяца года подарит нам незабываемые картины неба. По-прежнему ярок огненный Марс. А новолуние позволит наблюдать за блистательными Персеидами — главным украшением второй половины лета.

Русская революция в печатном деле

Один из самых надежных способов защиты ценных бумаг от подделывания придумал Иван Орлов – крестьянский сын из Нижегородской губернии, сумевший выучиться на художника и ставший всемирно известным изобретателем.