Ускользающий мир

Новости федерального проекта

«Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма»

Рысь в Саяно-Шушенском заповеднике

Большая киса облюбовала в заповеднике лесные массивы и отлично в них прячется от наблюдателей, но благодаря фотоловушкам мы можем понаблюдать за жизнью рыси в дикой природе.

Внешний вид этой дикой кошки с кисточками на ушах и коротким хвостом знаком многим. Длина тела рыси в среднем составляет от 80 до 130 см. Вес самца от 18 до 25 кг, самки чуть меньше размером, а значит – полегче, их вес обычно 17-18 кг. Туловище – короткое и плотное. У этих животных есть удлинённая шерсть на бороде, создающая некое подобие бакенбард, морда – круглая и небольшая. Крупные и пушистые лапы дают отличную возможность животному зимой передвигаться по снегу. Окрас рыси меняется в зависимости от её вида и места обитания, от рыжего до серо-бурого, шерсть – густая и шелковистая. Органы чувств у рысей развиты хорошо, как у всех кошек.

Фото: фоторегистратор, sayanzapoved.ru

Передвигается рысь шагом, обследуя разного рода укрытия, в которых могут прятаться предполагаемые жертвы. Реакция и движения хищника при появлении жертвы молниеносны, она успевает мгновенно зацепить когтями внезапно вылетевшую из-под снега птицу или в несколько стремительных прыжков настигнуть выскочившего из убежища зайца-беляка. У этого хищника очень хорошо развит слух, что позволяет ему успешно охотиться ночью, когда большинство жертв хуже видит и хуже ориентируется в обстановке. Рысь не преследует свою добычу: скрадывание, короткий рывок в 5-10 прыжков, при неудаче сразу следует остановка, обнюхивание следов и – продолжение движения в прежнем направлении. Основу питания рыси составляют мышевидные грызуны, пищухи, зайцы, птицы, их яйца и птенцы, молодняк всех копытных, взрослые особи косули, кабарги, сибирского горного козла, а также не брезгует рысь и падалью.

На новых фотографиях зафиксировано одиночное животное в сумеречное время суток. Как многие Кошачьи, рысь наиболее активна в ночные и сумеречные часы. Эти животные предпочитают одиночный образ жизни вне сезона размножения. В настоящее время у рысей в заповеднике – период гона, который приходится на февраль — март, в это время можно услышать грубое басистое мяуканье. За самкой начинают ходить несколько самцов, которые яростно дерутся между собой. При встрече образовавшие брачную пару рыси исполняют ритуал приветствия – обнюхав друг у друга носы, они встают напротив и начинают бодаться лбами.

Беременность у рысей длится около 70 дней, молодые появляются на свет в мае. В выводке обычно 2-3 глухих и слепых рысёнка; убежищем им служит логово под вывернутыми корнями упавшего дерева, яма, земляная пещера, в низком дупле или среди бурелома, расщелина скал. Вес новорождённых составляет 250-300 гр. Глаза у рысят открываются на 12 день. В месяц мать начинает подкармливать котят твердой пищей. В воспитании котят участвуют оба родителя. Подросшие рысята охотятся вместе со взрослыми до наступления следующего сезона размножения, а затем переходят на самостоятельное существование.

В «поле зрения» фотоловушек в Саяно-Шушенском заповеднике не раз попадали самки рыси с котятами. К примеру, в феврале 2015 г. были получены снимки самки рыси с тремя котятами, одновременно с этим, неподалеку получена фотография самки рыси с одним (возможно, двумя) более взрослым котенком. Также, систематически попадают в кадры фотоловушек и одиночные животные, в разные годы регистрировались и визуальные встречи с этой дикой кошкой сотрудниками заповедника. В настоящее время численность рыси в заповеднике стабильна и по оценкам составляет 10-15 особей.

По материалам sayanzapoved.ru.