Ускользающий мир

Новости федерального проекта

«Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма»

Рыжая

В Саяно-Шушенском заповеднике с помощью фотоловушек получены новые фото и видео с лисицей.

Обыкновенная лисица (Vulpes vulpes) – хищное млекопитающее семейства Псовых. Этот стройный зверь с пушистым длинным хвостом и удлиненной заостренной мордой знаком многим с детства со страниц сказок. Уши у лисицы крупные, стоячие и остроконечные, черного цвета с тыльной стороны, зрачки глаз — овальной формы. Лисица обладает длинными и тонкими клыками — верхние выступают снаружи за нижнюю челюсть, зубы довольно мощные.

На передних лапах лисицы пять пальцев с невтяжными острыми коготками, а на задних – четыре. Зимой ступни, за исключением пяточной мозоли и кончиков пальцев, опушены жесткой шерстью. Средняя длина тела лисицы около 60 см, высота в плечах – 40 см, длина хвоста 35-40 см, масса тела 4-6 кг. Окрас меха в зимнем наряде от ярко рыжей, почти красной, до желтоватой с серым оттенком. Более ярко окрашены спина и бока, живот более серый или буроватый, иногда с темно-бурым пятном посредине, грудь белая, иногда сероватая, на нижней части ног – черные пятна, кончик хвоста белый.

Для Саяно-Шушенского заповедника лисица является редким видом, поэтому все полученные материалы из жизни этих привлекательных животных важны, а видеозаписи – особенно ценны. С помощью фотоловушки удалось получить несколько снимков, а также видео с лисицей у маркировочной точки. Животное сначала внимательно обнюхало оставленные ее предшественниками следы, а затем сделало свою метку.

Типичные местообитания лисицы – всхолмленные участки лесостепи с наличием оврагов, буераков, поросших кустарниками ложков, небольших болот, водоемов, то есть те места, где богаче и разнообразнее кормовая база, хорошие защитные условия, неравномерно распределение снегового покрова. Лисицы избегают сплошных и однообразных лесных массивов, больших заболоченных пространств, территорий с глубокими снегами.

Лисица относится к ночным и сумеречным животным, хотя зимой, особенно при недостатке кормов, она мышкует весь день. Основу питания составляют мелкие грызуны, в первую очередь разные полевки. Летом в пищу идут насекомые, яйца и птенцы наземных птиц. Лисица не делает запасов пищи и не объедается до отвала, как волк. При обилии кормовой базы, насытившись, продолжает охоту, подолгу играет с пойманной мышью, подбрасывая ее в воздух, потом бросает добычу несъеденной.

Норы лисицы чаще устраивают на сухих возвышенных местах, исключающих подтопление грунтовыми водами – это склоны заросших кустарниками оврагов, небольших холмов и холмиков, пологие борта ручьев и речек. Обычно норы, вырытые лисицами, просты по устройству и имеют 2-3 прямых или изогнутых прохода, диаметром 25-30 см, которые ведут к гнездовой камере (логову), расположенному под землей на глубине 1-2 м. Более старые и сложные норы представляют собой подземный лабиринт с несколькими соединяющимися между собой ходами к логову, со слепыми отнорками, идущими от логова и от ходов.

С конца января лисицы в заповеднике начинают проявлять интерес к противоположному полу. В период гона у лисиц активизируется рефлекс маркирования – это мечение местности обитания собственной мочой. Самка лисицы привлекает к себе необходимое внимание голосом. За одной самкой могут бегать сразу 5 или даже 6 самцов. Драки в этом случае – неизбежное явление. Всегда с самкой остается сильнейший самец, он заботится о своей подруге и занимается благоустройством норы.

Беременность длится 51-53 дня, потомство появляется в апреле-мае. Лисицы – хорошие родители. Самцы принимают активное участие в воспитании потомства, а также заботятся о подругах ещё до появления лисят. Они благоустраивают норы, даже ловят у самок блох. Среднее число щенков в помете 5-6, максимальное 9-10. Лисята рождаются весом 100-150 гр., слепыми, с закрытыми ушными отверстиями. Мех темно-бурого цвета покрывает все тело, включая хвост, кончик хвоста белый. Прозревают малыши на 15-20 день, вскоре открываются ушные отверстия. В месячном возрасте вес лисят достигает 1 кг, в это время они регулярно показываются на поверхности, затевая возню и игры.

После рождения лисят самец регулярно приносит к норе добытую еду. В период выращивания молодняка родители, особенно самка, непрерывно заняты поисками пищи. По мере роста лисята начинают исследовать окружающую нору местность, не упуская случая задавить и съесть крупных насекомых, ящериц, лягушек и мышей. Родители нередко приносят полуживую добычу, развивая в щенках охотничий инстинкт и навыки умерщвления жертв. В 3-х месячном возрасте, обследуя охотничью территорию, лисята уходят далеко от норы, но к ночи возвращаются в нее. К концу лета их охотничьи походы становятся более продолжительными, иногда с самостоятельными ночлегами вдали от дома. К октябрю у молодых заканчивается смена молочных зубов, нарастает зимний волос, по внешнему виду они уже не отличаются от взрослых. С этого времени и до начала гона молодые и старые лисицы ведут одиночный образ жизни, кочуя в пределах своего охотничьего района.

Скоро заповедное семейство лисиц ждет пополнение. А мы с нетерпением будем ждать новых зарисовок из жизни этих прекрасных животных.

Источник: sayanzapoved.ru.