Нертутные пернатые

Арктические птицы пока не страдают от ртути.

Арктика считается поглотителем атмосферных отложений ртути. Этот опасный элемент может переноситься на большие расстояния вместе с воздушными и водными потоками. Попадает в окружающую среду ртуть из разных источников: как из природных, так и из антропогенных. Это могут быть и места выхода на поверхность полиметаллических руд, и регионы газодобычи и даже очистные сооружения крупных городов. В последнее время загрязнение ртутью увеличилось во всём мире во многом из-за антропогенного воздействия. Сказывается и потепление климата: при повышении температуры происходит таяние ледников и многолетней мерзлоты, и вместе с талыми водами в окружающую среду попадают ранее «законсервированные» загрязняющие вещества, включая и тяжёлые металлы.

Полярная крачка гнездится по всему арктическому побережью, а зимует в Южном полушарии, преодолевая за год от 40 до 70 тысяч километров. Фото: Tom Wilberding/Flickr.com.

У органических соединений ртути есть свойство накапливаться в живых тканях. При этом, чем выше в пищевой цепочке стоит животное, тем больше оно может аккумулировать ртути (здесь речь идёт не только об абсолютных, но и об относительных величинах). Поэтому крупные арктические млекопитающие больше подвержены вредному воздействию загрязнителя. Или, например, птицы: репродуктивная система пернатых особенно чувствительна к токсичности ртути, даже низкие концентрации воздействия могут привести к неблагоприятным последствиям.

Международная группа исследователей, в которую также вошли учёные из Мурманского морского биологического института, Арктического и антарктического научно-исследовательского института, а также Института биологических проблем Севера ДВО РАН изучила показатели здоровья у 24 видов морских и околоводных птиц, населяющих большую часть Арктики. Результаты исследования, опубликованные в Science of The Total Environment, пока обнадёживают: лишь в нескольких популяциях арктических пернатых концентрации ртути вызывают опасения. В основном это касалось птиц, размножающихся в западной части Атлантического и Тихого океанов. Большинство же изученных морских птиц — около 95% — пока не имеют признаков отравления ртутью.

Степень загрязнённости ртутью зависит не только от вида птиц и мест гнездования, но и от районов их зимовки. Поэтому птицы, зимующие в акватории Баренцева моря, менее «ртутные» чем их собратья, проводящие зимовки в северной и северо-западной Атлантике. Однако изменение климата Арктики может повлечь в будущем существенные изменения маршрутов птичьих миграций, и они вполне могут оказаться и в местах, «богатых» ртутью.

По материалам Science of The Total Environment и Минобрнауки России.