Электрические клещи

Электричество помогает клещам найти хозяина

Собачий клещ Ixodes ricinus. (Фото: W.alter / Wikipedia

В прошлом месяце мы писали о круглых червях, которые прыгают на электричестве: когда рядом с ними появляется электрически заряженное насекомое (насекомые часто несут на себе электрический заряд), червей притягивает к нему — и вот так крохотные круглые черви могут расселяться на большие расстояния. В новой статье в Current Biology говорится, что такой же трюк проделывают и собачьи клещи. Собачьи клещи — это уже серьёзно: они переносят боррелиоз (болезнь Лайма), клещевой энцефалит, туляремию и другие инфекционные болезни. Хотя они и называются собачьими, людей они тоже кусают, собственно, большинство клещевых укусов в России приходится на собачьих и таёжных клещей — и те и другие принадлежат к одному семейству Иксодовых клещей.

Эксперименты ставили с клещевыми нимфами, то есть личинками. Сначала к ним подносили кроличью лапку, наэлектризованную трением об акриловую смолу. Нимф притягивало к ней с расстояния в несколько сантиметров. Затем кроличью лапку заменили на стальной электрод, на который постепенно увеличивали электростатический потенциал. Когда потенциал доходил до 750 вольт, нимфы срывались с места и прыгали к электроду. Прыгали не все, но большинство — три личинки из четырёх (на поверхности тела позвоночных действительно формируется электростатический потенциал в сотни и даже тысячи вольт). Если потенциал на электроде будет соответствовать тому, который бывает на человеческой коже, личинка собачьего клеща сможет прыгнуть аж на 10 см. Прыжки личинок оценивали строго снизу вверх, а в природе в поле их может переносить вбок, под углом и т. д., и, вероятно, в таком случае их может переносить ещё дальше.

Клещам электрическое притяжение сильно облегчает жизнь: без него мелким и медленно ползающим личинкам было бы трудно вовремя схватиться за шерсть или кожу пробегающего мимо млекопитающего, причём схватиться так, чтобы не упасть. А нам, вероятно, стоило бы использовать средства-антистатики, если не прямо на коже, то хотя бы на одежде, чтобы клещи не налипали на неё во время прогулок на природе.