Насекомые-сеятели

Мокрицы и уховёртки распространяют цветочные семена

Обыкновенная мокрица, или мокрица-свинка. (Фото: Ryszard / Flickr.com)

Птицы и звери, питающиеся плодами, не просто поедают их – они распространяют семена, которые в них заключены. Для растений есть смысл делать свои плоды как можно более вкусными (а семена – трудноперевариваемыми): птицы и звери летают и бегают довольно далеко, и с их помощью дерево, куст или лиана могут открыть для себя новые места обитания.

Но плоды едят и другие животные. В статье в People, Plants, Planet говорится о членистоногих, чью роль в распространении семян часто недооценивают. Несколько исследователей из разных научных центров Японии снимали на фотокамеру, кто посещает вертляницевидку Monotropastrum humile – странного вида цветок без стеблей и листьев, у которого соцветия идут прямо от корней. (Все питательные вещества M. humile получает от подземного гриба, на котором буквально паразитирует.) Более чем 9 тыс. фотографий показали, что за ягодами вертляницевидки с мельчайшими семенами внутри приходит множество разных видов членистоногих. Среди этих членистоногих были пещерные кузнечики, уховёртки и мокрица Porcellio scaber (которую называют обыкновенной мокрицей, погребной мокрицей или мокрицей-свинкой). Про пещерных кузнечиков известно, что они могут распространять семена; новые эксперименты показали, что распространителями могут быть и уховёртки с мокрицами – 30% семян проходят через их кишечник, не портясь. Мокрицы вырастают в лучшем случая до 2 см в длину, и на сегодняшний день это самые мелкие из живых существ, которые могут разносить растительные семена по округе, держа их у себя внутри.

Впрочем, насколько эффективно они это делают, надо будет ещё проверить. Чтобы их роль была заметной, мокрицы должны, во-первых, активно интересоваться ягодами вертляницевидки (и было бы интересно узнать, поедают ли они плоды ещё каких-нибудь растений – из тех, чьи семена могут в них поместиться); во-вторых, мокрицы после обеда должны всё-таки куда-то отползать, а то никакого распространения не получится.

Кстати, в связи с насекомыми-сеятелями нельзя не вспомнить южноафриканскую траву Ceratocaryum argenteum: её плоды, выглядящие как гладкие чёрные орехи, заключены в коричневую морщинистую оболочку и пахнут, как помёт местных антилоп. Запах привлекает жуков-навозников, которые раскатывают округлые плоды по окрестностям.

вертляницевидка.jpg