№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Страницы: Пред. 1 ... 9 10 11 12 13 ... 61 След.
RSS
Заметки о средних веках., Забытые страницы.
Если можно, Алексей, я вернусь сюда через пару дней. Я хочу здесь продолжать сравнивать разное видение Мордовии, но в силу недавних домашних катаклизмов с отоплением (см. тема Мозг это просто) уже закончившихся, но оставивших большой хвост дел(всегда выясняется что приведение в порядок дома после катастроф почему-то более утомительно чем сама катастрофа) приходится тратить много времени и я пока не успела хорошо порыться в сети для грамотного продолжения пребывания здесь.
Уважаемые!
Вероятно, столь мощный вентский союз племен мог возникнуть только при наличии очень древних истоков, так как рост населения и освоение территорий происходил очень медленно из конкретного зародышевого рода, имеющего отдельный язык. Это был, вероятно, язык единый для городецких и дьяковских общин людей. То есть, в этом аспекте уместно рассматривать вопрос об отнесении к вентскому союзу  племён, позднее называвшихся мордовскими. Действительно, если мы обратимся к анализу славянских и мордовских языков, то можно прийти к заключению, что исходный язык восходит, вероятно, ко временам не позднее верхнего палеолита,  не более 30 тысяч лет до нашей эры,  к эпохе  собирательства. Рассматривая языки, исходя из представления об элементарных слогах, возникших, вероятно, уже в самую раннюю историческую эпоху, общую для всех вентов, в нижнем палеолите (более 30 тысяч лет до нашей эры) со следующим  смыслом: ве - единение, бо - увеличение, де - действие, ки - движение, ле - распространение, мя - сминание, не - наблюдение, о - обобщение, пе - явление, вещь, ре - изменение, сы - поступление и так далее, обращают на себя внимание, например, времена года. Уже само название год, можно разложить на  слова: ки — путь и од - новый. Сравните кизе, (по-эрзянски - лето ) ки -путь,  сы- приходящее, то есть, получается тот же новый путь.  В мокшанском слово киза, ки - путь, сы - приходящий, также имеет значение года и одновременно времени года, лета. То есть, речь, возможно, идёт о странствовании в поисках пищи в эпоху собирательства. Затем род возвращается на место расположения, в отличие от предшествующего нижнему палеолиту времени, когда осёдлости ещё не было, чтобы пережить зиму вокруг очага, о-чи , чи- солнце,  здесь в значении свет, где был жар, сравните чире - здесь в значении окружение, что и обуславливает смысл - сбор. Сравните: толпа, тол - огонь, пе - явление. Смысл - собравшиеся вокруг огня. Первоначально, в нижнем палеолите, речь идёт только о самом жилье, до образования городищ, где есть окна, о-ки-не в смысле, ходы для дыма и входа. Сравните эрз. кенкш, кинь- ши, дверь или вальма, веле - круг, вероятно, первоначальное круглое отверстие в крыше жилища.
Следующее время года - осень. Само название о-сынь  свидетельствует о сборе рода на зимовку. Сравните: эрз. сё-ксь,  в смысле,  сбор. Вероятно, слово зима служило синонимом осени так как само - означает сход народа, а весна вес - не, объединение, зимы. Далее, как известно, следует теле - зима. Те-ле - здесь это значит развитие определённого дела. Какого, можно  догадаться по слову де-ва, :) де - действие, ава - женщина. Сравните эрз. тейтерь, мокш. стирь  - девушка.  Затем наступало тундо, весна. Тунь - ничто, де - действие, когда все необходимые дела были сделаны и приходило время отправляться в новый путь для улучшения питания, вооружившись подходящим инструментом, например, как это ни банально, палками. Сравните пелемс - протыкать, а также пальцы, служащие, в том числе, для этих же целей добывания, например, корешков. А также позднее камнями, сравните кемень в значении прочное. В этом же контексте слово кев - камень, можно раскладывать на ки- ава,  получается порождение пути, то есть инструмент для работы. В подобном же смысле: кремень, сравните керямонь, в значении средство резания, чему и служил кремень, от которого отслаивали острые и прочные пластины, служащие первобытными ножами.
В этом подходе становится понятным происхождение подавляющего количества слов. Например, мир растений. Стебель, сти - пель, в смысле,  поднимающееся. Ветвь,  ве-тей-ава объединяющее. Почка, сравните почкавтомс лопаться. Лист, сравните  лисемс, выходить, получается - выходящие. Куст, сравните каст - поросль и т.д. и т.п. Примеры можно приводить по всем областям применения языка. Например, копьё, копыто, кочевник со значением ки путь.
Вывод - это был очень древний и общий для народов язык, что и объясняет распространение и мощь вентских племён.
Получается, что враги, например, хазары не могли ничего сделать с могущественным племенным союзом с центром в Старой Рязани кроме как натравить одних, вероятно, вентов - хунну, позднее ставших, как известно, венграми, угро-финнами, на других. Та же тактика сработала у варягов, противопоставивших словен иным вентам. Равно как и саксы всё сделали и делают для создания именно враждебных остальным вентам государств и противопоставления их вентскому объединению, способствовав позднее отделению последних, в том числе, иной верой. То есть, для нас, ставших славянскими и угро-финскими  народами, должен быть единый путь - нужно снова объединяться в нерушимый союз под знаменем Москвы, как сложилось закономерно и исторически.
Изменено: Алексей Трофимов - 08.01.2023 11:50:46
Важно совершенствовать математику.

Внимание! Данное сообщение содержит исключительно личное мнение автора. Есть основания полагать, что оно может не отвечать критериям научности.
Вот я не то чтобы спорю, просто прошлась по Википедии, так как все таки это и отчасти мои родственники(по крайней мере одна из ветвей)

Цитата
Мордва́ — финно-угорский[13] народ[14], который делится на два субэтноса — мокша и эрзя[15]. Самоназвание мокшан — мокш. мокшет, эрзян — эрз. эрзят. Говорят на мокшанском и эрзянском языках, относящихся к мордовской подгруппе. Этнографические группы[15]: эрзян — шокша и терюхане, мокшан — каратаи. Проживают в Российской Федерации, около трети[16] — в Мордовии, а также в сопредельных областях — Нижегородской, Пензенской, Тамбовской, Рязанской, Самарской, Московской[17]. Относятся к коренному населению[источник не указан 1049 дней] Центральной России. Верующие — в основном православные[13], есть также приверженцы народной религии[18] (традиционная религия мокшан — мокшень кой), лютеране[19] и молокане.

Венетов нашла разных
https://ru.wikipedia.org/wiki/Венеды
Цитата
Восточные венеты, упоминаемые в древних хрониках как Вене́ды, Вене́ты (лат. Venedi, Venethae, Venethi; греч. Ούενέδοι), иногда Эне́ты (лат. Veneti, греч. Ενετοί), в германском произношении — Ве́нды, Винды (нем. Wenden) — племенная группа, известная до VI в. и упоминаемая древними историками Геродотом, Помпонием Мелой, Плинием Старшим, Тацитом, Клавдием Птолемеем, Иорданом, размещаемая ими к востоку от Вислы — от балтийского побережья до северных Карпат и низовьев Дуная. Опираясь на эти источники, многие исследователи считают венедов непосредственными предками древних славян VI—VIII веков[1][2] (вендов, склавен и антов).
Восточные венеты, возможно, имеют общее происхождение с ещё более древними южными венетами, а также с кельтскими западными венетами и, в результате смешения с германскими племенами, с венделами.
Наиболее ранние известия о венедах восходят к концу I—II в. н. э. и принадлежат римским писателям — Плинию Старшему, Публию Корнелию Тациту и Птолемею Клавдию[3], хотя по-видимому о венедах упоминал ещё Геродот в V в. до н. э., когда писал о том, что янтарь привозят с реки Эридана от энетов (венетов)[1][4].
Согласно Плинию (I век), венеды обитали на юго-восточном побережье Балтийского моря восточнее Вистулы. Плиний Старший и Помпоний Мела сообщают рассказ проконсула Галлии Квинта Метелла Целера о том, как на северный берег Германии буря прибила корабль с купцами народа виндов (венетов).

Вообще по Википедии это очень древняя группа племен многократно разветвлявшихся и смешивавшихся
https://ru.wikipedia.org/wiki/Венеты
Цитата
Вене́ты (лат. Veneti, греч. Ενετοί) — название, использующееся для обозначения нескольких племенных групп, существовавших на территории Европы в конце 1-го тысячелетия до н. э. — начале 1-го тысячелетия н. э.:
Адриатические венеты — группа племён на северо-востоке Италии (современная область Венеция), говоривших на древнем венетском языке.
Венеты (западные) — возможно кельтское племя на юге полуострова Бретань на северо-западе Франции.
Венеды, Восточные венеты — группа племён Восточной Европы, граничили с германцами.

Что касается словообразования, оно конечно часто используется историками для выведения корней народов, но это очень зыбкая почва.
Например на санскрите Мокша -один из основных терминов -
Цитата
МОКША
(санскр. moksa — освобождение, избавление) — основное понятие инд. «практической философии», высшая из целей человеческого существования, означающая избавление индивида от всех страданий, будущих перевоплощений (сансара) и механизмов действия «закона кармы», включая не только «вызревшие» и «вызревающие» семена прошлых действий, но и латентные потенции их «плодоношения».
https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/751

Без всяких искажений слова. А еще в этом же словаре я нашла 11 других значений слова Мокша.
https://translate.academic.ru/Мокша/sa/ru/

Огонь на санскрите агни, видья- веденье, ведать,  двара  - дверь, мритью - умереть, смерть, швета - свет, джива - живой, вода  -варуна, солнце - сурья
Так много чего можно вывести из совпадения некоторых слов.

Великий шелковый путь просуществовавший около тысячи лет непрерывно смешивал языки народов, конечно отдельные поселения не имели купцов, но торговля шла от сел к городам и ярмаркам, там бывали купцы которые в свою очередь обменивались сленговыми выражениями уже в результате более длинных путешествий.
Я приводила здесь недавно  пример книги (И́горь Все́володович Може́йко  книга под названием 1185 год).
И там он пишет, что мир периода Шелкового пути был намного менее замкнутым чем принято считать среди историков.

Повторяю, что я не в порядке опровержения это пишу - я конкретно эти народы знаю мало, просто я много раз пробовала читать историю славян, учебники для ВУЗов и постоянно тонула в диком количестве названий -на каждой странице штук по пятнадцать новых.
И это не только для славян конечно характерно - западная Европа и Азия, включая желтую расу такой же компот из сотен фруктов.
У Льва Гумилева, который одно время был моим любимым автором книги написаны конечно проще с той точки зрения, что он описывает массу широкомасштабных тенденции и использует очень мало самоназваний. Но это естественно упрощение ситуации - реально она действительно состоит из дикого количества племен и культур имеющих массу общностей и пересечений.

Цитата
То есть, для нас, ставших славянскими и угро-финскими  народами, должен быть единый путь - нужно снова окончательно объединяться в нерушимый союз под знаменем, теперь уже, Москвы, как сложилось закономерно и исторически.
Вот я на форуме вроде поддерживаю похожую тенденцию, но для меня она заключается в том, чтобы на западные ценности просто перестать молиться. Это уже реально носит характер религии и все ее признаки на уровне когнитивной деятельности -то есть безрассудное обожествление любого чиха, никакой логики в обсуждении тенденций и событий, название ведущие страны широко употребляется русскими лекторами, даже вполне вроде адекватными, даже тогда, когда они описывают совершенно безумные проявления этих стран, их проблемы.
Изменено: Лилия Шаройко - 16.02.2018 16:55:01
Цитата
Венетов нашла разных
Здесь рассматриваются взгляды о вентах как именно славянах, даётся происхождение названий, как славян, так и вентов.
Цитата
Что касается словообразования, оно конечно часто используется историками для выведения корней народов, но это очень зыбкая почва.
Здесь указывается также на общность культуры и сопредельность территории расселения.
Цитата
Например, на санскрите Мокша - один из основных терминов - Без всяких искажений слова. А еще в этом же словаре я нашла 11 других значений слова Мокша.
Здесь говорится о городе. Мордовское название мя-ки-ши, как объясняется выше, означает ровное место и не имеет ни малейшего отношения к санскриту, так как мордовские языки древнейшие и полностью оригинальные, равно как и культура.
Цитата
я на форуме вроде поддерживаю похожую тенденцию, но для меня она заключается в том, чтобы на западные ценности просто перестать молиться.
Взаимно.
Изменено: Алексей Трофимов - 17.02.2018 10:23:04
Важно совершенствовать математику.

Внимание! Данное сообщение содержит исключительно личное мнение автора. Есть основания полагать, что оно может не отвечать критериям научности.
Цитата
Здесь рассматриваются взгляды о вентах как именно славянах, даётся происхождение названий, как славян, так и вентов.
Да, я поняла, мне вообще понравился весь текст, я свои общие сведения из Википедии о этих народах добавила просто чтобы была какая-то общая картина и для меня и для тех, кто может это читает, но плохо в теме ориентируется.
А про Мокшу добавила просто для того, чтобы видно было всеобщий обмен языков.
Языковые ветви действительно один из важных, классических в науке методов определения корней народов и в сочетании с культурой, летописями, записями о соседях только и можно узнать хоть что-то достоверное, составить живую картину прошлого.
Обычно история считается простой наукой - но она одна из самых сложных. Опытов не поставишь, твердых доказательств правды в написанных исторических текстах, даже если точно установлена подлинность документа нет. Там же всякий что хотел то и писал, или что правители хотели или как они сами воспринимали реальность, соседей и тд.
Но общую картину по разным источникам в принципе восстановить можно
Мы все хотим знать свою историю. По крайней мере многие
Вот еще нашла традиционные костюмы Мордовии

Они там в самой республике в позапрошлом году решили в школах вроде преподавать свою историю

Цитата
Лаборатория национальных проблем образования появилась при Поволжском центре культур финно-угорских народов в Республике Мордовия.

Лаборатория займется разработкой методических и дидактических материалов, а также различных электронных образовательных ресурсов с учетом этнокультурных особенностей республики. Методические комплекты для дошкольников и младшеклассников будут учитывать такие аспекты, как этнопедагогические традиции социума, национально-региональная специфика и этнокультурные образовательные потребности учеников и их родителей.
http://nazaccent.ru/content/21912-laboratoriya-nacionalnyh-problem-obrazovaniya-poyavilas-v.html
Пока конечно это выглядит как какой-то запредельный официоз, язык сломаешь, не знаю что там реально у них происходит.
Изменено: Лилия Шаройко - 17.02.2018 11:38:03
Цитата
Лилия Шаройко пишет:
http://nazaccent.ru/content/21912-laboratoriya-nacionalnyh-problem-obrazovaniya-poyavilas-v.html
Пока конечно это выглядит как какой-то запредельный официоз, язык сломаешь, не знаю что там реально у них происходит.

Весьма впечатляющий клип по ссылке. Проникся.
Пока думаешь, что сказать, — делай реверанс! Это экономит время.
Ваще, слов нет.
Я не заметила, когда на странице была, там много ссылок и фоток..
Не знаю одобрит ли нас создатель темы... Но я просто в восторге.
:)
Цитата
Лилия Шаройко пишет:
Ваще, слов нет.
Тогда надо мьюзик утащить
Пока думаешь, что сказать, — делай реверанс! Это экономит время.
Можно скопировать туда, но здесь пускай тоже лучше останется.
:)
Цитата
Не знаю, одобрит ли нас создатель темы..
Чувство ритма замечательное, но слов не разобрать.
Изменено: Алексей Трофимов - 18.02.2018 10:08:17
Важно совершенствовать математику.

Внимание! Данное сообщение содержит исключительно личное мнение автора. Есть основания полагать, что оно может не отвечать критериям научности.
Страницы: Пред. 1 ... 9 10 11 12 13 ... 61 След.

Заметки о средних веках.


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее