Цитата |
---|
CASTRO пишет: Ну, скажем, вот ситуация: при относительной свободе и демократии в Древней Греции это не распространялось на рабов. Один скажет, что да, всё правильно, экономика, построенная на рабовладении, этого не могла позволить. И невозможно выдвинуть аргумент, однозначно доказывающий, что он неправ. Второй скажет: ну так это просто греки не достаточно продвинулись в образовании и саморазвитии, чтобы дойти до этого, а, заодно, и рабскую экономику сменить на что-то более гуманное. И ему предъявить убийственный контраргумент будет невозможно. |
Если сформулировать яснее, то можно сказать, что предлагаются две тенденции распространения гуманизма:
- Переход на новую экономическую формацию
- Массовое образование и саморазвитие.
И вопрос в том, какая тенденция сильнее.
Тут можно, конечно, вспомнить Стругацких "Трудно быть богом". Ну, в общем, даже Бог не всё может на ниве всеобщего образования.
Лучше о реальных людях. Про Вольтера трудно сказать, что он не образован и плохо развит. А поди-ж, ярый антисемит, рабами приторговывал. А в переписке с Фридрихом, который хотел установить всеобщее образование для всего народа и в т.ч. крестьян, заявил, что "быдлу нужен только кнут".
Само по себе образование и свободомыслие не гарантируют гуманизма.
Екатерина II была образованной и просвещённой, переписывалась с французскими просветителями, но... была царицей. Бытие оказалось намного сильнее. В итоге "Екатерининская эпоха ознаменовалась максимальным закрепощением крестьян и всесторонним расширением привилегий дворянства" (Вики).
Спору нет, что образование имеет значение, только не будет массового образования при рабовладении или феодализме.
Цитата |
---|
CASTRO пишет: Лично для себя я считаю, что одновременно работают оба фактора. И бытиё определяет сознание, но и сознание - бытиё. Хотя на самом деле факторов больше. Скажем, религия на формирование патриотизма может оказывать влияние даже большее, чем экономика. |
Это да. И я добавлю ещё один фактор, с которого начал - пропаганду. Экономика и религия относятся к патриотизму с противоположных сторон. Чем лучше экономика, тем меньше криков о патриотизме и наоборот. Скажем, по Турции заметно.
А религия - конечно. Она вообще предваряла национальность в государственном деле идеологического объединения.
В теме национальной философии есть такой конструктивизм:
"направление в изучении этноса, представляющее этнос как конструкт, создаваемый при помощи интеллектуального воздействия отдельных личностей (культурных и властных элит)"
У нас эту тему ведёт В. А. Тишков и "определяет этнос как «группу людей, члены которой разделяют общее название и элементы культуры, имеют общее происхождение и историческую память, обладают чувством солидарности, и все эти признаки — результат особых усилий, особенно процесса нациостроительства»"