Литературная пауза.
"Теперь,
когда я пишу эти строки, мне даже смешны мои тогдашние волнения,
потому что, если теперь испортилась дорога, я уже хладнокровно
говорю: придет лето, даст бог хорошую погоду, дорога сама
поправится, а теперь чини, кто хочет. Да и кто же весной ездит?
зачем в такую пору ездить? К мировому привлечь могут – привлекай,
– что ж? – можно и к мировому, мировой тоже человек, понимает,
что я против стихии божьей не властен. Мировой! а разве у него в
имении дорога лучше моей? Известное дело, проселочная дорога –
проехать можно. Кое-как поладим, в телеге проехать можно – живет.
Да и зачем нам такая дорога, чтобы удобно было в каретах ездить,
когда во всем околотке существуют кареты у двух-трех человек, да
и то старые, до «Положения» построенные. Да и что значит
«починить» проселочную дорогу? в какой именно вид ее привести?
Чтобы в каретах на лежачих рессорах можно было ездить? Но если
все проселочные дороги держать в таком порядке, то и пахать
некому будет: всем придется постоянно сидеть на дорогах и их
чинить. Но если некому будет пахать, не будет ни у кого и карет,
– зачем же тогда дороги чинить? Хочешь в каретах ездить – чини
сам, а мы на колесах – есть такой экипаж, который называется
«Колеса», потому что в нем, кроме колес, ничего нет, – везде
проедем. Разумеется, когда начальство едет – губернатор,
архиерей, исправник, – тогда, понятно, следует уважение оказать,
дорогу починить, тогда не то, что худую, а и хорошую дорогу
починим! Повторяю, теперь я привык ко всему этому; знаю, что
осенью и весной ездить не следует, да и летом, отправляясь в
дорогу, нужно перекреститься, – но тогда, внове, я ужасно
волновался. "
Пока думаешь, что сказать, — делай реверанс! Это экономит время.