Цитата |
---|
eLectric пишет: Телеология необязательно указывает конкретно на Бога. Например: из Вики: "согласно имманентной телеологии, каждый предмет природы имеет внутреннюю актуальную цель, целевую причину, которая есть источник движения от низших форм к высшим (Аристотель)." |
Аристотель здесь, как и я, думаю, не совсем к месту применил термин «цель».
Но, при этом уточняется, что имеется в виду целевая Причина.
Как и вы в конце своего поста делаете упор на причинность.
Цитата |
---|
eLectric пишет: Однако, всякую целеустремлённость и целеполагание мы связываем с определённой разумностью. Всякое движение к цели предполагает осознанный выбор вариантов. Соответственно, вселенская целенаправленность предполагает и вселенского уровня разум рассматривающий выбор из различных вариантов развития Вселенной. |
Вот-вот, из-за применения термина Цель, которая ассоциируется нами как осознанное поведение, к неживой материи, сразу предполагается наличие у неживой материи разумности, которой у нее по нашим человеческим понятиям быть не должно.
Википедия говорит, что Ра́зум (лат. ratio), ум[1] (греч. νους) — это философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности[2], способность мыслить всеобще, способность анализа, абстрагирования и обобщения[3].
Естественно у неживой материи нет никакой способности мыслить.
Согласен, что если мы хотим понимать друг друга, то надо разговаривать на одном языке.
Следовательно, говорить о разумности неживой материи тоже нельзя.
Но я так поступил потому, что нет другого подходящего термина для обозначения поведения неживой материи при определенных условиях.
Но при этом я имел в виду следующее:
Что такое способность мыслить?
Это способность обрабатывать информацию.
Способна ли неживая материя обрабатывать информацию?
Это зависит от того, что понимать под способностью обрабатывать информацию.
Вот человек как обрабатывает информацию?
Он просто сопоставляет полученную информацию с имеющейся в памяти информацией.
Если есть в памяти похожая информация человек идентифицирует, если нет не идентифицирует.
Если челу показывают конфету он к нему тянется, если на него направляют пистолет он от него прячется. Если он ни разу не видел и не знает ни конфеты и ни пистолета, он не проявит никакого интереса. А если у него есть запомненная информация, что надо опасаться всего неизвестного то он будет прятаться от любого неизвестного предмета.
Этим я хочу сказать, что обработка информации и последующая реакция – это просто сравнение поступившей информации с запомненным опытом и соответствующее этому опыту последующее действие.
Ключевое слово здесь Опыт. Следовательно, Разум – это Опыт. Разумный – значит Опытный.
Вот этот вот опыт, как раз, присущ и неживой материи. Неживая материя тоже запоминает и накапливает Опыт.
А этот запомненный опыт и является Программой для материи определяющей его действие при различных ситуациях.
Следовательно, Разум – это Опыт, а Опыт - это Программа.
Я применял эти термины Цель, Разум только для того, чтобы довести до читателя, что такое эта пресловутая Программа эволюции.
Но термин Опыт, опять таки относится к человеческой деятельности: по Википедии - это единство знаний и навыков (умений), приобретённое в процессе непосредственных переживаний, впечатлений, наблюдений, практических действий, в отличие от знания, достигнутого посредством умозрительного абстрактного мышления.
То есть термин Опыт тоже нельзя применять в моей концепции.
Тогда какими же терминами можно оперировать, чтобы быть понятым?
Цитата |
---|
eLectric пишет: Более того, просто рассмотрение разных вариантов является занятием совершенно бестолковым, если нет возможности осуществлять выбор. Значит, вселенский целенаправитель не только осознаёт, но и осуществляет вселенских масштабов изменения. Так чем он отличается от Бога? |
Нет никакого целенаправителя, а есть запомненный Опыт (Программа), который не целенаправляет, а просто повторяет запомненное действие. И Опыт этот постоянно сохраняется, накапливается, совершенствуется и размножается естественным образом.
И при чем здесь Бог – всемогущее существо, который всё может создать сразу в готовом виде за шесть дней?
Или что вы понимаете под Богом?
Цитата |
---|
eLectric пишет: Программа, как и цель ориентированы на событие или состояние в будущем. |
Не совсем верно: Программа всегда строится на основе предыдущего опыта.
Цитата |
---|
eLectric пишет: Закономерности ориентированы на прошлые события. Они всегда утверждают зависимость будущих событий от прошлых. |
Не согласен с заменой программы на закономерность.
Только программа объясняет последовательность происходящих процессов.
Только программа объясняет причину «поведения» материи в той или иной ситуации.
Например, рассмотрим закон Архимеда: Объем вытесненной жидкости равен объему погруженного тела. Это закономерность. Но эта закономерность объясняет только следствие – почему жидкость вытесняется, а не причину – почему тело погружается.
А программа объясняет причину – почему тело погружается.
А тело, например, человек, погружается в воду, потому, что у него сформировалась такая программа поведения – привычка принимать вечером ванну.
Поэтому, наоборот – это Программа утверждает зависимость будущих событий (погружение в воду и вытеснение воды) от прошлых (опыт - привычка принимать ванну).
Даже замена термина «генетическая программа» на термин «генетическая закономерность» сразу делает смысл непонятным.
Цитата |
---|
eLectric пишет: Мне кажется естественным, что сложно устроенные системы обладают достаточно сложным поведением, причинным конечно. |
Вот и вы, указывая на мои терминологические ошибки, сами сталкиваетесь с этой проблемой: Википедия: Поведе́ние — определённый сложившийся образ взаимодействия живого существа с окружающей средой.
А вы приписываете поведение ко всякой сложно устроенной системе.
Цитата |
---|
eLectric пишет: При этом некоторые состояния оказываются более вероятными, чем другие. Например, шарообразные тела скорее сохранят свою форму при столкновениях, чем тетраэдры. |
Здесь тоже применяете к неживой материи слово «сохранять» относящееся к осознанному поведению.
По-вашему получается, что тела как бы знают, что шарообразная форма предпочтительнее угловатой и поэтому принимают такую форму.
Цитата |
---|
eLectric пишет: Соответственно, они имеют большее распространение в природе. |
На самом деле, думаю, что шарообразная форма доминирует в природе оттого, что самая первая протоматерия была шарообразной, потому, что не имея ничего вокруг себя и имея максимум массы в центре и минимум стремящийся к нулю по краям, естественным образом получился шарообразным.
Цитата |
---|
eLectric пишет: Также имеются более или менее устойчивые химические соединения. Или, даже, такие физико-химические структуры, которые при взаимодействии передают свою структуру. Естественно, такие структуры будут доминировать, естественно, в определённых условиях. И всё это в рамках причинности, а не целенаправленности. |
Даже целенаправленное поведение человека обусловлено причинностью.
А причина эта кроется в Программе эволюции человека.