Всякого рода искусств довольно много, ограничимся тремя основными - литература, живопись музыка.
Теперь вопрос: что есть развитие искусства?
Скажем, технологические новшества: появление пищущих машинок или новые виды красящих веществ или электронные музыкальные синтезаторы - это развитие искусства или так, техническая деталь?
Бертран Рассел говорил: наука равивается в том смысле, что новые теории заменяют старые. В философии новые идеи не заменяют старые, а добавляются к ним. Это тем более относится к искусству: новое не отрицает старое, но добавляется к нему. Но в чём развитие, есть ли оно? Кроме, конечно, элементарного накопления - всё больше и больше, всё дороже и дороже...
Например, хит 18 века - Bach, Toccata And Fugue In D Minor
Хит 2-й половины 20 века -Lennon, McCartney - Yesterday
и хит 21 века - Billie Eilish - COPYCAT
В чём развитие? Или это только удачный ответ на сиюминутные запросы капризных плательщиков/потребителей?
А что в живописи? Возьмём достаточно узкую тему - автопортрет. В античности его практичеки не было. Не знаю, что было причиной, может зеркала были плохие, а может портреты были дорогими, только для больших людей, к которым сами художники не относились... А вот в 19 веке, например, Ван Гог - кстати, проживший всю свою недолгую жизнь в кредит и на помощь своего брата, написал не менее 30 автопортретов.
И как развивался жанр автопортрета? Возьмём по-порядку:
1500. Альбрехт Дюрер. Автопортрет в 28
1512. Леонардо да Винчи. Туринский автопортрет
1641. Антонис ван Дейк. Автопортрет с подсолнечником
1659. Рембрандт. Автопортрет с беретом и поднятым воротником
1782. Луиза Элизабет Виже Лебрен. Автопортрет в соломенной шляпе
1845. Гюстав Курбе. Отчаявшийся
1889. Винсент Ван Гог. Автопортрет с перевязанным ухом
1940. Фрида Кало. Автопортрет в терновом ожерелье с колибри
1972. Пабло Пикассо. Автопортрет.
1986. Уорхол. Красный автопортрет.
Можно ли в этой цепочке проследить какое-то развитие?