Цитата |
---|
Техник пишет: Во-первых, не надо путать цифровые технологии с аналоговыми. Мозг - аналоговая машина, и ничего она не эмулирует, а просто живёт своей собственной жизнью. |
С чего Вы взяли, что только в цифровых технологиях (с цифровыми машинами) возможны возникновения вышестоящих уровней? Аналоговые системы точно так же их создают.
Попробую пояснить.
Работу мозга можно рассматривать с различных точек зрения, с различных систем отсчёта, так сказать. Как в физике – принимать за точку отсчёта различные инерционные системы. Разумеется, применение словосочетаний первый уровень, второй уровень и пр. – полностью условно, только для пояснений.
Элементная база первого уровня – это нейроны, нейронные соединения. Работа первого уровня заключается в выработке электрических импульсов (потенциалов действия) нейронами, выработке химических веществ нейронами, изменения состояния нейронов под воздействием электрических импульсов и окружающей химии, возникновении и распаде нервных связей и пр. Если рассуждать очень условно, очень упрощённо, то примерно так и выглядит работа на первом уровне (уровне реального «железа», так сказать) аналоговой машины под названием мозг.
Отвлекусь на минуту.
Вы рассматриваете всю работу мозга именно с этой точки зрения – именно с позиции первого уровня. Такая точка зрения продуктивна при рассмотрении простых (относительно) систем. Для анализа сложных систем (начиная с некоего уровня сложности) более продуктивной становится иная точка зрения – переход на более крупные системные элементы (части, составляющие).
Например, в химии мы рассматриваем взаимодействие атомов и молекул, а не нейтронов, протонов и электронов.
А в биохимии ещё дальше идут – взаимодействие целых молекулярных комплексов. Придумали словосочетания даже для белков третичная структура, вторичная структура…
В молекулярной биологии, генетике придумали гены какие-то, промоторы, аллели и т.д.
Если следовать Ваше логике, то все эти придумывания избыточны, вредны и пустые выдумки, правильно? Есть только протоны и электроны, и их достаточно, правильно? Здесь я даже нейтрон выкинул из рассмотрения… А чего там, нейтрон это протон плюс электрон и готово…
Причём, по сути ничего не меняется, если даже исходить из полного комплекта элементарных частиц. Если следовать Вашей логике, то зачем нам какие-то атомы и молекулы? Атом – это система из взаимодействующих элементарных частиц. Зачем нам такая излишняя сущность? А молекула – это вообще система из взаимодействующих атомов – то есть, излишняя сущность в квадрате! Короче, срочно переходим на элементарные частицы при анализе любых систем. В баню всякие там атомы, молекулы и пр. – нет их, есть только элементарные частицы. Кстати, и любых макроскопических объектов тоже нет! И живых клеток, и живых организмов, и Вас в том числе – тоже нет.
Уважаемый Техник! Прошу не принимать вышесказанное на свой счёт. Я просто приписываю Вам свои рассуждения, не более. Что-то вроде диалога с виртуальным оппонентом. Полагаю, что Вы так не рассуждаете, конечно. Но, тем не менее, определённое сходство с Вашим подходом имеется.
Теперь перейдём ко второму уровню функционирования аналоговой машины под названием мозг. Сразу предупреждаю, вариант, рассматриваемый мною, является чисто гипотетическим и предъявляется только для демонстрации самой возможности аналогичных процессов (и в качестве пояснений).
Элементная база второго уровня представлена относительно устойчивыми потоками электрических импульсов (однонаправленных, закольцованных, больших, малых, постоянных, пульсирующих и т.п.), которые в совокупности и представляют собой электрическую активность мозга.
Пока нейронов (и сопутствующих клеток) в мозге мало, вести речь об элементах второго уровня и смысла не имеет – есть только периодически возникающие потоки электрических импульсов, как процесс взаимодействия элементов первого уровня (элементов реального «железа» мозга). Анализ работы такой аналоговой машины будет возможен только с позиции взаимодействия элементов реального «железа». То есть, рассматривается аналоговая машина первого уровня.
Но если нейронов в мозге становится больше, то периодически возникающих потоков электрических импульсов становится тоже больше. И часть таких потоков существует более продолжительное время (некоторые даже на время закольцовываются). По сути, начинает проявляться второй уровень (эпизодически, частично). Анализ работы такой аналоговой машины также предпочтителен с позиции взаимодействия элементов реального «железа».
Нейронов в мозге становится реально много (миллиард), с сопутствующими – десяток миллиардов. В этом случае, потоки электрических импульсов в таком мозге присутствуют постоянно. Часть из них является относительно постоянной (существуют минуты и даже часы). Другая часть потоков (бОльшая часть) существует значительно меньше времени – секунды, десятки секунд. Но для выполнения задач по вычислению, зачастую больше и не требуется. В цифровых машинах изобретённых человеком тоже не все элементы разом задействованы. И та часть элементов, которая не задействована в данный момент – для конкретного вычислительного процесса попросту не существует.
Самое главное, именно электрические импульсы (хоть на первом уровне, хоть на втором) и являются основной причиной и нашего поведения, и нашего мышления. А не сам по себе нейрон или цепочка нейронов! В мёртвом мозге они тоже имеются. И даже в живом мозге, если нейрон не проявил свою электрическую активность (не сгенерировал потенциал действия), то он и не повлиял на наши мысли или наше поведение. Этого нейрона (группы нейронов) для текущего поведения (мышления) как бы, не существует.
Но если в аналоговой машине первого уровня электрические потоки импульсов являются непосредственным результатом работы (взаимодействия) элементов и никакой собственной «инициативы» не имеют (они не самостоятельны, они почти полностью зависимы от элементов реального «железа»), то в аналоговой машине второго уровня ситуация меняется.
Например, некий закольцованный (и даже, не закольцованный) поток электрических импульсов, возникший как синхронная (и/или последовательная) активность конкретных нейронов (конкретных групп нейронов) начинает блуждать по нейронным сетям (или просто смещается с первоначальной «территории» зарождения) подпитываясь уже не импульсами нейронов его породившим, а импульсами других нейронов. Этот поток существует независимо от «родителей». Даже определить в каждый момент времени конкретную зависимость потока от того или иного нейрона (точнее, потенциала действия генерируемого нейроном) невозможно. Тут и определённая инерция роль играет (время затухания) и постоянное переключение потока на другие источники питания.
Даже можно привести аналогии из физики и химии. Например, вихрь (водоворот, смерч, циклон) мы идентифицируем как некий самостоятельный объект. Хотя в нём постоянно могут заменяться элементы, из которых он состоит. Одни молекулы уходят, другие приходят – вихрь продолжает существовать…
Мало того, этот второй уровень влияет на состояние первого (на состояние реального «железа»). А это уже признак самостоятельности. Если же влияние окажется в виде положительной обратной связи (возникает самоподдерживающийся поток, самоподдерживающаяся активность нейронов), то поток конкретно обретает независимость и самостоятельность от реального «железа» на определённый период времени. Но как я и говорил, для совершения вычислительного процесса (хоть на аналоговой, хоть на цифровой машине) наличие элементов «железа» требуется только на время вычисления, не более. Для самого вычислительного процесса продолжительность времени существования элементов не играет никакой роли, если оно больше, чем время вычисления (всего вычислительного процесса или этапа вычисления).
Таких крохотных потоков одновременно может существовать огромное множество. Потоки могут взаимодействовать между собой с «железом» первого уровня. Потоки могут объединятся во временные образования большого размера (по сути, представляющих собой целые вычислительные процессы). Большие потоки также могут оказывать воздействие на «железо» первого уровня независимо от воздействия малых потоков – например, записывать («вшивать») в память целые алгоритмы в виде новых схем соединений нейронов («перепрошивать» саму структуру).
Итак, второй уровень даже на аналоговой машине типа мозга тоже возможен. Мало того, он абсолютно реален! Живая природа вовсю его использует. И это не тот уровень, на котором функционирует наше сознание (у нас нейронов гораздо больше миллиарда). Это уровень гораздо более простой. Просто уточняю для уважаемого Макрофага.