Цитата |
---|
Техник пишет: Открою вам страшную тайну, даже три. Две очевидных и одну не очень: 1. Самоорганизация возможна только в открытых системах. 2. Все живые системы - открытые. 3.. Психика - необязательный атрибут мозга |
Развитие сложных систем: кибернетика или синергетика? // Анализ систем на рубеже тысячелетий: теория и практика: Тезисы Международной научно-практической конференции. Москва. 16-18 декабря 1997 г. - М.: Интеллект, 1997
Сегодня в России, в теории и на практике, столкнулись два подхода к пониманию условий и источников развития: кибернетический и синергетический. Развитие сложных систем обеспечивают механизмы управления, – считают первые. Вторые отдают предпочтение механизмам самоорганизации.
Основанием для возражений против применения классической кибернетики к исследованию систем большой сложности служит, главным образом, сложившаяся в теории управления практика некорректного переноса представлений об управлении техническими системами на системы, возникшие эволюционным путем. Преодоление технократизма в подходах к управлению сложными, в том числе общественными, системами видится, в частности, в учете их принципиальных особенностей и выходе на более высокий уровень обобщения, делающий основные положения кибернетики применимыми не только к техническим, но и к эволюционным системам:
· управление есть субъект-объектное взаимодействие, не обязательно выполняющее функцию “гомеостатической машины”;
· возможности управления принципиально ограничены действием сформулированного У.Эшби принципом необходимого разнообразия;
· в системах, возникающих эволюционным путем, в отличие от искусственных, упорядоченность не уничтожает разнообразие беспорядка, а наоборот, дополняет, повышает его;
· принцип обратной связи есть общий принцип управления, если только понимать под ним всякое, независимо от знака, обратное воздействие управляемого объекта на субъект управления.
В свою очередь, и романтикам хаоса реальная жизнь даст немало поводов для разочарования, если они не будут учитывать достаточно очевидного:
· всякая система и закрыта, и открыта одновременно, так что утверждение, что развиваться могут только открытые системы, является бессодержательным;
· катастрофа в математическом понимании, как переход в новое качественное состояние под влиянием малых флуктуаций, не то же, что катастрофа в общеупотребимом значении, что важно иметь в виду, развивая идею “развития через катастрофы”;
· понятия гомеостазиса и развития утрачивают противоположное значение, как только мы переходим от абстрактных рассуждений к рассмотрению конкретных систем;
· апелляция к законам термодинамики и статистики, к понятиям энтропии и вероятности, утрачивает корректность при рассмотрении открытых самоадаптирующихся систем, что существенно ограничивает область применимости “принципа хрупкости хорошего”.
Любая система достаточно большой сложности содержит и использует для адаптации и развития оба механизма, – управления и самоорганизации. Для анализа процессов развития необходимо обращение к научному инструментарию обеих наук. Действительно продуктивным и перспективным является не выяснение отношений между парадигмами, а исследование взаимодействия между двумя реально существующими механизмами адаптации и развития сложных систем.
Насчёт пункта №3 3.. Психика - необязательный атрибут мозга
Психику можно реализовать и на компе программно .Так как психика - нематериальная форма.
Цитата |
---|
Абстрактные модели нельзя потрогать, они не имеют вещественного воплощения. Основу таких моделей составляет информация, а такой тип моделирования реализует теоретический метод познания окружающей действительности. Основанием для дальнейшей классификации абстрактных моделей выберем возможность их реализации и исследования при помощи компьютера. По этому признаку выделяются следующие подклассы: |
Но вопрос ставится так: будет ли обладатель мозга без "атрибутов психики" выполнять человеческое поведение?
И. А. Соколянский, характеризуя слепоглухонемых детей, пишет: «Слепоглухонемой ребенок обладает нормальным мозгом и имеет потенциальную возможность полноценного умственного развития. Однако его особенностью является то, что, обладая этой возможностью, сам он своими собственными усилиями никогда не достигает даже самого незначительного умственного развития. Без специального обучения такой ребенок на всю жизнь остается полным инвалидом» (И. А. Соколянский, 1959, с. 121).
Т.е , чтобы проявилось человеческое поведение мозг без "атрибутов психики" должен находиться неподалёку от мозга с атрибутами психики , который выполняет функцию ближайшего окружения.
Но и этого мало .Мозг без "атрибутов психики " должен обладать предрасположением к психической организации.
Ближайшим окружением могут быть высшие животные обладатели психики. Например те кто окружал Маугли.
Но человеческое поведение можно иметь при здоровом мозге только обладая телом человека.
Это значит человек :мозг - тело - среда, что выходит за рамки самоорганизации.