Важнейшая особенность образования как марсианских, так и пограничных пермско-триасовых и мел-палеогеновых отложений на Земле - их осаждение (на Земле - значительной части, а на Марсе - всех отложений) в континентальных условиях, в течение времени, которое описывается как регрессия моря и размыв образовавшихся до катастрофы осадков и горных пород.
Размытая поверхность Земли и Марса подвергалась сильному окислению излишками кислорода в условиях почти полного прекращения его потребления животными. В результате этого пограничные отложения на Земле и поверхность Марса были обогащены окислами железа, а содержание кислорода в атмосферах того времени, по-видимому, опускалось до рекордно низких значений (на Земле кислород был впоследствии заново произведен растениями, а на Марсе, в связи с потерей им атмосферы и гибелью растительности, потерян окончательно).
Господствовавшие во время катастроф лютые морозы приводили к тому, что на Земле вода в океанах и морях покрывалась толстым слоем льда, а на Марсе океаны замерзли целиком.В дальнейшем процесс осадконакопления определялся осаждением глинистого материала и солей (в основном в виде гипса) из хлынувших потоков кислотных вод, вероятно, сначала в виде рек и озер.
Наконец, через некоторое время на Земле начинали накапливаться нормальные осадки, характеризовавшие время трансгрессии или наступления моря (ознаменовавших периоды потепления, следовавшие после выпадения дождей и "рассасывания" облаков). На Марсе в связи с отсутствием жидкой воды, которая окончательно замерзла при потере атмосферы, морское осадконакопление прекратилось совсем, и его поверхность дошла до нас практически в том же виде, когда на ней бушевали стихии погубившей жизнь катастрофы