Цитата |
---|
Ув. Добр Добрр спрашивает:
... в статье об изменении движения фотона при смене системы отсчета применительно к нашему ( в смысле, - "к Вашему", - так, наверное, будет правильнее?) вопросу о луче ничего не сказано? |
Конкретно в этой статье в отношении именно так Вами представленного, конечно же, не сказано ничего. Да и вообще ... Лично мне, прямо скажу, такие задачки как-то вот, не очень. Ведь тут прежде чем отвечать, надо еще прояснить, а правильно ли вообще сформулирован вопрос? Я же более люблю, когда в правильности постановки задачи на 100 % заблаговременно (заведомо) уверен. К примеру, как вот в такой задачке из раздела релятивистской кинематики:
"Космонавт находится в неосвещенном космическом корабле, летящем относительно Земли со скоростью, близкой к скорости света. На небольшом расстоянии от космонавта по ходу корабля расположено зеркало. Через какое время космонавт увидит свое изображение в зеркале после включения источника света, расположенного рядом с космонавтом?".
И простенько, и со вкусом, и интересно, не находите?
И, кстати, эту задачку приписывают самому Эйнштейну. Но это не по проверенным слухам..
Или вот такая задачка, - еще одну нашел интересную, - каким-то боком, можно даже сказать, приближенная к сейчас здесь обсуждаемому, - область равномерно расширяющейся сферы фотонов, образовавшийся волновой фронт от всышки и всё такое:
"На ракете, летящей со скоростью, близкой к скорости света, произошла вспышка света. С точки зрения ракеты область, занятая фотонами, представляет собой равномерно расширяющуюся сферу. Каким представляется волновой фронт от вспышки неподвижному наблюдателю?
* * *
Примечание:Эти две задачки взяты из сборника задач по курсу механики и теории относительности, предлагавшихся в течение многих лет студентам 1-го курса физического факультета Новосибирского государственного университета. Курс был разработан основателем и первым директором Института ядерной физики Сибирского отделения РАН, академиком
Г.
И.
Будкером. Особенностью данного курса является изменение "классического" порядка изложения и введение современных представлений о свойствах пространства-времени и релятивистских законах движения с самого начала обучения, в рамках курса общей физики. Основу сборника составляют оригинальные задачи, предложенные в разные годы коллективом преподавателей физики - научными сотрудниками физических институтов Сибирского отделения РАН и кафедр Новосибирского государственного университета для семинарских занятий, для контрольных заданий, для письменных и экзаменационных работ.