Цитата |
---|
Виктор Качан пишет: Ну и как через механизм образного мышления нам в большинстве своем можно вернуться на тот образ жизни, который и является успешной основой как для нашей жизнедеятельности, так и для создания должных условий для наших детей и внуков? А ведь иначе путь наш во мраке. |
В принципе, это не сложно. Вся сложность во взрослых... им всё это невозможно объяснить. А детей могут научить только взрослые.
Органичное развитие приведёт к умному и нравственному человеку. А умный и нравственный - это хороший человек. Скажем, тот идеал, который имелся в виду под человеком коммунистического общества.
В любой стране есть такие вот хорошие люди. Но их мало.
А если всё общество будет состоять из таких людей?
Мы познаём жизнь чувственно, в образах.
А обучение происходит словами, часто, оторванными от образов.
Вот и получается расхождение между реальностью и образованием.
Абсолютно ничего сложного. В бытовой жизни – сигналы у нас уравновешены. Говоря слова, мы имеем в виду конкретные вещи или обобщённые понятия – т.е. много аналогичных вещей – одежда, посуда. Но форма (слово) связана с содержанием.
А когда происходит обучение, используется много слов сильно абстрагированных от реальности. Сами слова выучиваются, а их смысл – что-то такое расплывчатое. Слово нравственность – только совсем глупый не знает. А попросить объяснить… беспомощное блеяние.
Дети должны понимать смысл слов. Причём, желательно, на примерах. Сказать Эстетика и нравственность.
Или сказать: эстетика это красиво - некрасиво, а нравственность – хорошо – плохо. И сразу всё становится понятно.
Если почитать работы учёных начала - середины 20 столетия, многие будут удивлены, каким простым языком написаны их тексты.
А почитать работы сегодняшних людей, считающих себя учёными?
Заумнейшие тексты, написанные зубодробительным языком.
Сложность даже не в терминологии.
В человеческом тексте – смысл терминов угадывается по контексту.
Сегодняшние наукообразные тексты специально пишутся сложными, формалистичными оборотами, поскольку такой язык ассоциируется с умом, образованностью, научностью.
Но, главное – то в любой работе мысли передать. А не нарисовать «умными» словами научный реферат.
Конечно! Для того, чтобы мысли передавать – эти мысли должны быть.
А если их нет… тогда только рисование словами.
Короче, совсем просто: при обучении детей надо добиваться, чтобы они поняли мысли, содержание. А не просто заучили материал. И не уходить с материала, пока ребёнок не разобрался. Чтобы его собственный мыслительный процесс включился. Вот тогда ему будет интересно учиться.
То, что мы не понимаем – нам не интересно. А если не интересно – материал не усваивается.
К сожалению, у нас педагогическая практика построена по принципу «Галопом по Европам». Дети всё больше нагружаются… а в итоге общество всё глупее.
Или та же нравственность. Мальчик сегодня высказался. Не люблю, говорит, маленьких детей.
Он в прошлом году волка на утренниках играл. И, вот, там спросили у детей - что мы сделаем с таким плохим волком?
Эти масявки предложили много вариантов... вплоть до изнасилования. Вот и вся нравственность.
Мы какой народ растим, если маленькие, не задумываясь, предлагают: убить, повесить?
И, скажите, что маленькому невозможно объяснить - что хорошо, а что плохо, что такое доброта, а что такое жестокость?