Страницы: Пред. 1 ... 3 4 5 6 7
RSS
На каком языке говорили скифы?
В Херсонесе раскопаны многочисленные колодцы из которых город и снабжался водой, они находятся в самом городе и после расчистки их сейчас тут же закрывают железными решетками чтоб кто-нибудь туда ночью не свалился и не пугал воплями из-под земли других ночных прохожих. (Жителей в Херсонесе давно нет, но древний херсонесский театр и сейчас вовсю успешно работает, причем ставятся те же самые пьесы что и тогда: Софокла, Еврипида, Аристофана и т.п. и когда представления кончаются то уже темно. Посетители имеют привычку не сразу ехать домой, а сначала бродят по руинам, несмотря на опасность сломать шею)

Вы сами-то в Херсонесе были, укрепления его видели?  "Несколько тысяч воинов" не только не хватит для штурма, но даже и для блокады совершенно недостаточно. Мало того, даже если б у Владимира и был флот - это все равно не позволило бы ему полностью блокировать Херсонес по той же причине по которой англо-французская эскадра не могла полностью блокировать Севастополь в 1854-55 годах а японская - Порт-Артур в 1904м. Дело в том что тогда еще не было ни прожекторов, ни локаторов, а ночи на юге очень темные и под утро всегда туман.

Фотогарфии Херсонеса - http://foto-sevastopol.narod.ru/strelka.html
Изменено: PINGVIN - 24.05.2010 19:56:35
Пользователь забанен 14.10.2014
-----3. Известный, мифический прародитель скифов, Тарги-тай, согласно нашим исследованиям, есть то же самое, что и татарский термин, tiräk-täy, то есть «Подобный родовому дереву», здесь, соотносимы части тарги и tiräk, последняя закрытая форма первого, как в терминах одного происхождения пычкы – пычак, пила и нож и части «тай», означающего подобие, к примеру, ук-тай – подобный стреле; родоначальника, который имел трёх сыновей, старший Липоксай, средний Арпоксай и младший Колаксай. Вторые части, данных имён, тождественны и напрямую соотносимы с тюркским термином «ак-сай», который, как в старо-татарском, так и в других тюркских языках, означает «белый ручей», обнаруживается в наименованиях различных речушек в Татарии, на Дону.., и в форме «Кара-чай», «Чёрный ручей», в Азербайджане. Почему белый или чёрный ручей? Видимо, это связано с какой-то древней цветовой символикой!
-----Первая, специфическая часть, имени старшего сына «лип», хорошо согласуется с термином татарского языка «алып» - великан, исполин, отсюда, следует, что его первичное значение, скорее было - большой, великий, которое, за прошедшие тысячелетия несколько затёрлось и выглядело бы более чем странно, если бы сохранились неизменным, в исходной форме, как отдельные термины, так и сам язык как таковой. Здесь, можно отметить, что исходные формы термина большой, представленные в восточнославянских языках, в формах боль, боли, похоже того же происхождения, перестановочный вариант термина «алып», то есть являются тюркизмами. То, что имя старшего сына Лип-оксай, означает «большой ручей», подтверждается и при сопоставлении с именем третьего, младшего сына Кол-аксай, где часть «кол», в современном татарском языке, означает  раб, слуга, первичное значение которого «маленький», метафорическое отражение его социального статуса, что характерно вообще, для терминологии подобного рода, представляющей социальную иерархию. В имени среднего сына Арпоксай, специфическая часть «арпо-арпа», это скорее термин «ара», у которого выпала фонема «п», сегодня со значением промежуток, и середина в некоторых тюркских языках, иные соотнесения, сегодня нам недоступны, если не считать шумерского термина “bar” – средний, его открытая перестановочная форма “arba”, от “ba+ar”, соответственно, с тем же значением средний, возможно, это тот же тюркский термин «ара», со значением промежуток, середина, с выпадением фонемы «б», то есть имевшая исходную форму «арпа». Нам известны ещё два шумерских термина, “kug” – святой и “eger” – спина, которые обнаруживаются в татарском языке, в этой же открытой, обращённой форме, “ug-ku”, «из-ге» - святой и “er-ge”, «ар-ка» - спина, по данным шумерологов, перестановочные варианты обнаруживаются и в пределах шумерского языка.
-----На Дону, в Ростовской области  и в Азербайджане, можно обнаружить реки с наименованиями; Ак-сай и Арпа-чай, где последнее в свете приведённых данных, означает «средний ручей» и фонетически, почти совпадает с наименованием, приводимым у Геродота «Арпоксай», подтверждая, что это – гидроним, а если подменить, вторую часть данного имени «сай», на наименование реки «Аксай» или  «ручей», на «белый ручей», то будем иметь полное совпадение данных гидронимов, «Арпа+аксай» или в греческой подаче «Арпоксай»!
-----Таким образом, при такой этимологизации, мы имеем образно-метафорическую картину, описывающую происхождение скифов; от родового дерева, по-татарски tiräk, сегодня в значении тополя или отдельно стоящего высокого дерева у воды, проистекают три  ручья; большой, средний и малый, то есть прародитель скифов, подобен родовому дереву, а сыновья его, трём ручьям, от которых согласно легенде и пошли множество скифских родов, из этого следует, что скифы (эскальба), это тюрки и иранцами никогда небыли! Кажется, есть прямая связь между родом, так называемых «царских скифов»  по Геродоту и родом «ханских татар», татар ханского рода, проживающих сегодня на территории бывшей Уфимской губернии. А поскольку, известны мумифицированные тела из гробниц скифских царей, то существует возможность прямой генетической идентификации данных родов!
-----Но, вот что получается, согласно тому, же Геродоту, «все племена (авхаты, катиары-траспии и паралаты) вместе называются сколотами, то есть царскими. Эллины же зовут их скифами». Из этого следует, что царских скифов не существует, ибо связка «то есть», означает тождество, здесь тождественность терминов сколот и царский, царский не есть приложение к имени сколот, хотя по форме и есть прилагательное, а само имя, поскольку сколот (сколопит), это имя царя, то же самое имя у греков ходит в форме скифы, то есть царские (люди). Похоже, форма прилагательного данного синонима, и привело к ошибочной интерпретации!

-----8. -----Известен, термин «аримасп», по Геродоту - одноглазый, здесь, часть «арим», это единица, а «асп» – глаз, последний термин, не обнаруживается, в известных нам языках, как и термин «пата» – убийца, а термин «арим», вполне соотносим с тюркским «бер» - единица, если заменить, фонему «м», на «б», то будем иметь, «ариб», обратное чтение даёт «бира» - «бер», перестановочный вариант, более того, данный термин, в его исходной форме, можно обнаружить в составе числительного двадцать, в татарском «егерме», где «еге», это ике – два, а ерме – единица, при перестановке слогов «ме+ер», получаем формы «мер – бер», с тем же числовым значением, отсюда, числительное двадцать, задано как две единицы, ике-бер, но две единицы второго разряда, стандартно, по данной схеме задаётся числительное три (2/1), но не используются счётные формы, как для числительных 2-го разряда, два/десять  – двадцать!
-----Р. Рахман. Татары - племя скифское.
Цитата
Александр Ткачев пишет:
Скифы говорили на древнем русском языке, и на нём же писали , а во всех наших русских летописях, в том числе Повести Временных лет написано, что  греки  Царьграда, именно русские полки называли Великая Скифь. И у древних греков написано, что Ахиллес был скифом, и был он русоволосым и голубоглазым и ездил на конной тройке, в отличие от Турок ездивших на конных двойках и бывших черноволосыми. Читайте, господа, первоисточники, а не высасывайте свои умозаключения из пальца.
СКИФЫ/СКОЛОТЫ — ТЮРКИ

От решения «скифской» проблемы, определения этнической принадлежности скифов и их прямых потомков зависит в огромной степени решение вопроса этногенеза тюркских народов, поэтому более подробно остановимся на этой проблеме. Мы старались исследовать проблему, привлекая обширный материал, как того требовал крупнейший кавказовед и скифолог Б. Б. Пиотровский. Он писал: «Подойти к правильному разрешению скифской проблемы можно, лишь изучая древнее общество VII-VI вв. до н. э* на широкой территории, включая в нее Закавказье и Среднюю Азию (Пиотровский, 1949, с. 130).
Наукой давно установлено, что прямыми генетическими продолжателями культуры древнеямников были племена — носители срубной культуры, а через них
45
и культуры скифских племен (Граков, 1977, с. 151-153). Если археология предоставляет возможность проследить на протяжении III-I тысячелетий до н. э эволюцию культуры древних кочевников, значит, есть такая же возможность проследить эволюцию самой скифской культуры и ее продолжение в культуре средневековых кочевников евразийских степей.
Анализ показывает, что весь комплекс этнокультур средневековых кочевников евразийских степей восходит к культуре^ скифов. Следовательно, эти кочевники — прямые генетические продолжатели культуры древних кочевников — древнеямников. Об этом свидетельствуют:
1) подвижный, кочевой быт, разведение в основном мелкого рогатого скота и лошадей, употребление в пищу конины, кумыса, айрана и т. п.
2) комплекс погребального обряда: курганная насыпь, сопровождение умершего трупами жертвенных лошадей, погребальные деревянные срубы и колоды;
3) масса скифо-тюркских языковых, этнографических и других^ схождений.
Обо всех этих параллелях мы писали в ряде своих -предыдущих работ, поэтому, отсылая читателя к ним, не считаем необходимым сейчас все это повторять. Вместе с тем считаем необходимым осветить в свете новейших достижений науки отдельные вопросы проблемы, в особенности самый острый из них -—вопрос о языке скифов. •
ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Ни один древнегреческий, латинский (римский), византийский, арабский, персидский автор не утверждает, что скифы говорили на персидском (иранском) языке, хотя многие из этих авторов не раз подчеркивали мельчайшие подробности их быта, культуры, верований^ обычаев и нравов. Особенно важен тот факт, что Геродот, на сведения которого чаще всего опираются скифологи, будучи выходцем из малоазийского города Галикарнаса, входившего в одну из сатрапий древней Персии ле мог не отличать персидский (иранский) язык от других, тем более, что он бывал в Персии и не раз встречался с иранцами вне Персии.
46
Тем не менее, Геродот нигде не говорит, что язык скифов был персидским или схожим с ним. Он пишет, что скифы и савроматы -— родственные племена, близкие по быту и языку, но данных о их языке приводит крайне мало, причем даже эти скудные данные, как мы увидим ниже, подтверждают гипотезу о тюркоязычности скифов.
Очень бедны данные о языке сарматов и алан. Один из авторитетнейших авторов древности, Аммиан Марцеллин (IV в. н. э.), подробно описывает жизнь и быт алан, наследников скифов и сарматов, но так-., же не дает сведения о их языке. Антиохийский грек Марцеллин владел не только греческим и римским языками, но был знаком и с персидским, так как с 354 по 363 гг. служил в римской армии и участвовал в войне с персами, жил среди них, знал и аланских воинов из римских иностранных легионов, много путешествовал, но ни в одном из своих многочисленных трудов не сказал о сходстве персидского (иранского) и аланского языков. Однако необходимо обратить внимание на следующие сведения, которые он дает в XXXI книге своей «Истории»: «Почти все аланы высокие ростом и красивые, с умеренно белокурыми волосами; они страшны сдержанно-грозным взглядом своих очей, очень подвижны вследствие легкости вооружения и во всем похожи на гуннов (Подчеркнуто нами. — Авт.), только с более мягким и культурным образом жизни» (Античные источники, 1990, с. 163).
Здесь важно отметить, что, если аланы «во всем похожи на гуннов», которые были тюркоязычными, составитель сборника В. М. Аталиков, на наш взгляд, правильно комментирует эту схожесть: «очевидно, нужно понимать, что и по языку тоже?» (Там же, с.. 242).
О том, что язык скифов не мог быть иранским, прямо пишет автор III в. до н. э. Юстин (II, 3-5). по его словам, «Язык парфов средний между скифским и мидийским, помесь того и другого» (Латышев, 1900, с. 39).
Если признать выводы некоторых авторов о тюркоязычности не только скифов, но и индийцев, верными
47
(Гейбуллаев, 1991, гл< III, §1), то следуя логике, Юстин указал на то, что скифы и индийцы говорили на разных диалектах одного древнетдоркского языка.
Кроме упоминания общетюркских черт культуры (к примеру: конеяды, пьющие кумыс и т. п.), Геродот! пишет и о наличии среди скифов монголоидных племен. Так, в 23-й строфе IV книги своей «Истории» он говорит, что «выше йирков живут другие скифы», и тут же поясняет, что это «люди, которые как! говорят, все плешивые от рождения, как мужчины,! так и женщины, курносые и с большими подбородками» (Геродот, 1972, с. 192-193). Из этих слов явствует, что Геродот отмечает монгольские черты, которые были характерны для отдельных скифских . племен.
По С. Я. Лурье, «лысые люди» — аргиппеи предшественники современных башкир (Там же, с. 519).   ,
По мнению многих ученых О. Эйхвальд, 3. ЯмпольН ский и др.), упомянутые Геродотом скифские племена — иирки и тюррагеты — искаженное название «тюрки», . и они, как и некоторые другие скифские племена, были тюркоязычными (Ямпольский, 1966, с. 63; 1970, сЛО-11). Страбон, Помпоний Мела, Плиний (I в. н. э.) также писали о тюрках, тюррагетах, турках, проживавших в тех же местах, о которых упоминал Геродот (Античные источники, 1990, с. 100, 108). В V в. н. э. византийский историк Зосим писал о гуннах: «Некоторые называют этот народ уннами, другие говорят, что его следует называть царственными скифами, или тот народ, про который говорит Геродот, что он живет у Истра «с сплюснутыми носами» (Цит. по: Ган, 1884, с 199).
В связи с этими сообщениями древних авторов очень важное значение приобретает захоронение описанного Птолемеем сармата-конеяда I в. н. э. на Южном Буге. В нем была найдена статуэтка (ручка зеркала), изображающая «фигурку мужчины восточного типа, сидящего со скрещенными ногами... под стреловидными бровями — узкие глаза с рельефными зрачками. Прямой с широкими крыльями нос слегка приплюснут» (Ковпаненко, 1986, с. 67-71).
48

К сказанному добавим еще один аргумент. Мы имеем в виду тот факт, что П. Мела, Плиний, Дионисий, Периегёт, Клавдий Клавдиан, Феофилакт Симокатта, Зосим, Приск Панийский и другое античные авторы именуют «скифами» не какое-либо иное племя, а именно гуннов. Приск Панийский, знаток кочевнического мира, сообщает, что гуннский царь Руа послал в Рим своего посла по имени Эсли (по-тюркски Мудрый. — Авт.), а римляне в ответ направили к гуннам Плинта, «который был родом скиф». Вряд ли можно утверждать, что римская дипломатия не знала, к кому кого посылать, а римский двор не знал, кого Гесиод, Гомер, Геродот, Эсхил, Страбон, Гиппократ, Птолемей и другие греческие и римские авторы называли «деятелями кобылиц» и «конеядами».
Показания древних авторов подтверждают и позднейшие научные данные. Первый русский переводчик Геродота Андрей Лызлов, свободно ориентировавшийся в европейской историографии XV-XVI вв., хорошо знакомый с трудами античных авторов, в частности, Гомера, ^Вергилия, Овидия, Юстина, К^урция, Руфа, Диодора Сицилийского, еще в XVII в. пришел к убеждению, что татары и турки восходят по своей культуре к древним скифским кочевникам. Точку зрения А. Лызова в разное время поддержали и развили такие видные ученые, как В. Н. Татищев, Н. М. Карамзин, Э. И. Эйхвальд, А. С. Лаппо-Данилевский, А. Н. Аристов, В. В. Латышев, Ф. Г. Мищенко. Выше мы приводили высказывания ряда авторов на этот счет, в частйости, А. Н. Аристова (1896, с. 400), Э. И. Эйхвальда (1838, с. 56-60) и др.
Наличие среди скифов тюркских племен признавал и официальный печатный орган Российской Академии Наук. В одном из томов ее «Ученых записок» о скифах и сарматах говорилось: «О скифах и сарматах написано множество, но чрезвычайно мало с критическим тактом и с обширным знанием источников и новейших пособий... Если же греки и римляне в дошедших до нас сочинениях употребляли эти два имени не в народном смысле исключительно, то само собой разумеется, что многочисленные народы могли быть разного происхождения и языка... Были ли меж-
4 Заказ №1487 49
(ду ними, черноморскими скифами, уже и народы 'тюркского происхождения? По всей вероятности, они были уже во времена Геродота» (Ученые записки, 1855, с. 114-115).
Многие восточные авторы, хорошо знакомые с историей и бытом тюрко-монгольских племен, скифов называли «тюрками», а Скифию — «страной тюрок» (Караулов, СМОМПК, вып. 38).
Таким образом в XIX и начала XX вв. даже официальная историография признавала часть скифских племен тюркскими. Концепции советской историографии в этом вопросе, начиная с 30-х годов, резко изменились, о чем сказано выше. Сейчас наступило благоприятное время для объективного исследования всех научных проблем.
Известный специалист по скифской истории Л.А.Ельницкий на основе всестороннего анализа исторических трудов и фактического материала приходит к выводу, что “пережитки скифской культуры долго и упорно удерживались в культуре тюрко-монгольских (а в несколько меньшей мере – славянских и финно-угорских) народов” [Ельницкий Л.А., 1977, 243]. Археологические материалы, особенно так называемый звериный стиль в искусстве, также не отвергают близость скифской и тюрко-монгольской культур. Что касается религиозных признаков, то можно сказать следующее: если бы скифы были ираноязычными, то они имели бы общее одинаковое божество с персами и ни в коем случае не враждовали бы между собой так долго и упорно, как это описывает Геродот. Далее мы увидим, что имена богов скифов могут быть объяснены, исходя из тюркского языка.

Совокупность археологических материалов дает основание Л.А.Ельницкому утверждать, что в составе скифов иранских элементов было мало. Он пишет: “Хотелось бы думать, кроме того, что об иранизме киммерийцев и скифов можно говорить лишь применительно к какой-то части племен, носивших эти собирательные имена” [Ельницкий Л.А., 1977, 241].

Следовательно, скифо-иранская теория не может быть безусловно основана на этнографических, религиозно-мифологических и археологических материалах. Официальная историческая наука считает, что она основана на лингвистических данных, которые для определения этнической принадлежности древних племен имеют решающее значение.

Становление скифо-иранской теории начинается с “нахождения” иранских корней в тех словах, которые сохранились в различных источниках как киммерийские, скифские и сарматские. Эти этимологические исследования начинает К.Мюлленгофф, продолжает Вс.Миллер и М.Фасмер. После них скифо-иранская теория для официальной исторической науки становится как бы аксиомой.

В советское время скифской этимологией с точки зрения осетинского языка упорно и целенаправленно занимался В.И.Абаев, который придумал особый скифский или скифо-сарматский язык в системе индоевропейских языков. В его труде “Словарь скифских слов” 353 скифских слова, зафиксированных в источниках, путем фонетических преобразований превращаются в древнеосетинские лексические единицы [Абаев В.И., 1949, 151-195].

Прежде чем приступить к анализу абаевских этимологий, обратим внимание на высказывание В.И.Абаева о значении своих исследований: “Я подвергал анализу бесспорно иранские элементы и надеюсь, что этим положен конец легковесным и безответственным спекуляциям на скифском материале, не имеющим ничего общего с наукой” [там же, 148]. Когда ученый с таким рвением бросается на своих потенциальных противников, это уже говорит о слабости его позиций. Этимологии В.И.Абаева действительно страдают бессистемностью и многими семантическими неувязками.

В.И.Абаев и его предшественники скифо-иранскую этимологию начинают с личных имен родоначальника скифов Таргитая и его сыновей Липоксая, Арпоксая, Колаксая.

Таргитай, по мнению сторонников скифо-иранской теории, состоит из двух частей: дарга и тава: в древне-иранском дарга ‘долгий’ или ‘острый’, тава ‘мощь, сила’, Таргитай ‘долгомощный или стреломощный* [Абаев В.И., 1949, 163; Миллер Bс., 1887, 127].

С позиций тюркского языка слово таргитай состоит из таргы или тарыг – др. тюрк. ‘земледелец’ и сой~той – тюрк. – ‘род’; в целом – ‘род или родоначальник земледельцев’. Кроме того, имя Таргитай встречается не только у Геродота, оно фигурирует у аварцев как тюркское имя. Феофилакт Симокатта (историк VII в.) сообщает, что “Таргитий – человек видный в племени аваров” [Симокатта Ф., 1957, 35]. Менандр Византиец сообщает, что в 568 г. предводитель аваров Баян отправил Таргитая к царю с требованием от него уступки [Византийские историки, 1861, 392]. Авары того же Таргитая в 565 г. отправляют послом в Византию [там же, 418]. Во II-ом в. Полиен сообщает, что и у скифов, живущих у Мэотского (Азовского) моря, была знаменитая женщина по имени Тиргатао [Латышев В. В., 1893, 567]. Следовательно, и эти скифы были тюркоязычными.

Липоксай – старший сын Таргитая. Этимологию этого слова Абаев заимствует у Фасмера. Вторая часть, по его мнению, состоит из корня ксая~хсай ‘сиять, блистать, властвовать’, осетин. – ‘княгиня, заря’; первая часть не ясна, может быть искажение вместо Хораксаис: ср. др. Иран. hvar-xsaita ‘солнце’, перс. Xorsed [Абаев В.И., 1949, 189].

Сравним это с тюркской этимологией. Тюрк. сой ‘род, фамилия, родня, предки, поколение, потомки, раса, происхождение’; ак ‘белый, благородный, богатый’; аксой ‘благородный, богатый род, святой род, родоначальник’ и т.д. У тюркских народов имена-фамилии с элементом сой – это обычное явление: Аксой, Паксой, Коксой. Первая часть – лип~липо~леп ‘граница’. В целом, Липоксай ‘святой род, имеющий (защищающий) границы, т.е. свою страну’.

Арпоксай – средний сын Таргитая. Первую часть Абаев сразу превращает в апра и выводит из иранских корней aп ‘вода’ и осет. ра, арф ‘глубокий’; апра ‘водная глубь’; хсая ‘владыка’; апра-хсая ‘владыка вод’ [Абаев В.И., 1949, 189]. Сравним это с тюркской этимологией. О второй части мы уже знаем: аксой ‘святой род, благородный род’. Первая часть – арпа ‘ячмень, зерно, продукт’; арпалык ‘владение (землей)’; Арпаксай ‘глава рода, владеющего пашней, земельной территорией, или род земледельцев’.

Колаксай – младший сын Таргитая. По Фасмеру и Абаеву, вторая часть хсай ‘сиять, блистать, властвовать’, в осетинском хсарт ‘доблесть’, хсин ‘княгиня’, хсед ‘заря’ и т.д.; первая часть не ясна, может быть, искажение вместо хораксаис, ср. древн. иран. хвар-хшаита ‘солнце’ [Абаев В.И., 1949, 189]. Сторонники скифо-иранской теории иногда доводят это имя до фонетической формы персид. Сколахшайя и объявляют Колаксая царем рода скол (сколот)~скифов – персов [Доватур А.И., 1982, 207–208].

Сравним это с тюркской этимологией. Вторая часть слова Колаксай – аксай ‘благородный, святой род’; первая часть – Кола~кала ‘город, столица’; Колаксай ‘благородный, святой род, имеющий (защищающий) столицу, страну’.

Если мы иранские этимологии имен отца-Таргитая и его трех сыновей Липоксая, Арпоксая и Колаксая приведем в систему, то получим: Таргитай ‘долгомощный’, Липоксай ‘блеск солнца’, Арпаксай ‘владыка вод’, Колаксай ‘блеск солнца или сколахшая’. Здесь нет этимологической, семантической и лексико-структурной системы.

Рассмотрим систему в тюркской этимологии имен отца и трех его сыновей. Таргитай ‘земледельческий благородный род’, Липоксай ‘охраняющий свои границы благородный род’, Арпоксай ‘охраняющий свои владения благородный род’; Колаксай ‘охраняющий столицу (т.е. царство) благородный род’. Последний, младший сын, по рассказам Геродота, принимает царство от отца после того, как он принес к себе в дом упавшие с неба золотые предметы: плуг, ярмо, секиру и чашу [Геродот, 1972, IV, 5].

Еще одно слово, этимология которого служит доказательством правильности скифо-иранской теории, – это этноним сак~сака. Поскольку этим этнонимом называют скифов персы, постольку он считается персидским словом. Но в то же время оно может быть принято персами от самих же скифов – неиранцев. По мнению Абаева, др. персид. сака (со значением скиф) принадлежит тотему олень [Абаев В.И., 1949, 179]. Осетин. саг ‘олень’ от сака ‘ветвь, сук, олений рог, ветвисторогий’. Как думают многие историки, сак – это название одного из скифских племен, которое принято персами как этноним всех скифов. Ни один из древних авторов не отмечает значение этнонима сак ~ сака в смысле ‘олень’, а Стефан Византийский сообщает, что “сака – это народ, так называют скифов от ‘доспеха’, потому что они изобрели его” [Латышев В.В., 1893, т. 1, вып. 1, 265]. Здесь слово сака сближается с тюркским сак~сагы ‘защита, охрана, осторожный’. Кроме того, надо учесть, что в тюрк. сагдак ‘колчан’, т.е. ‘футляр для оружия защиты’. Сагай – этноним тюркского народа между Алтаем и Енисеем, часть хакасского народа, сака – этноним якутов. Таким образом, сагай~сака~сак – это тюркское слово, которое перешло в этноним одного из племен скифов, он же принят персами как общий их этноним.
Страницы: Пред. 1 ... 3 4 5 6 7

На каком языке говорили скифы?


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее