№09 сентябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Мокрое дело

Казалось бы – что интересного может быть в мокрицах? У обывателей они обычно вызывают неприязнь, а их появление в доме мало кого может порадовать. Но ведь кто-то посвящает годы изучению этих существ! Чем они интересны для учёных и как вступить в клуб любителей мокриц, рассказал Фёдор Дёмин, студент биофака МГУ. Беседа состоялась на Утришской морской станции ИПЭЭ РАН.

Мокрица Porcellio bolivari. В естественных условиях обитает в горных районах Испании. Фото: Фёдора Дёмина.

— Фёдор, расскажите, что привело вас к изучению мокриц?

— Сейчас я занимаюсь мокрицами в Институте проблем экологии и эволюции имени Алексея Николаевича Северцева, но в целом область моих интересов шире – это и многие другие беспозвоночные, в первую очередь насекомые. Я закончил бакалавриат в Тимирязевской академии, выбрав своей областью интересов именно мокриц, и поступил в магистратуру биофака МГУ, чтобы продолжать изучать данное направление. Однако к такому выбору я пришёл далеко не сразу. Первый раз мне пришлось оказаться на распутье перед самым поступлением в вуз: музыка или биология? Сначала думал поступать в консерваторию. Но биология пересилила. Решил, что музыка будет моим хобби. Второе «распутье» возникло примерно два года назад – богомолы или мокрицы? Мокрицы победили.

— Почему?

— Скорее всего, в силу их большего морфологического разнообразия по сравнению с богомолами и их меньшей изученности в нашей стране. И в СССР, и сейчас в России можно по пальцам пересчитать учёных, которые ими занимаются на высоком уровне.

Fedor.jpg
Фёдор Дёмин. Фото Наталии Лесковой.

— Мокрицы – это насекомые?

— Это не насекомые, как многие думают, а мелкие ракообразные, способные обитать на суше и не нуждающиеся в большом количестве воды. К общему отряду равноногих ракообразных относятся не только наземные, но и водные, и паразитические виды.

Porcellio haasi.jpg
Мокрица Porcellio haasi. Фото Фёдора Дёмина.

— Почему же их называют мокрицами, если им вода не очень то и нужна?

— Вода им нужна в любом случае как каждому живому организму. В процессе эволюции изначально представители отряда Isopoda, они же равноногие, обитали в воде, только потом постепенно вышли на сушу. Их название связано с тем, что мокрицы предпочитают влажные места. Наверное, чаще всего люди находили синантропные виды (которые обитают в человеческом жилище) в сырых помещениях, поэтому у нас за ними закрепилось такое название.

— Насколько это древние существа?

— Самые ранние находки мокриц были отнесены к меловому периоду, это около 100 миллионов лет назад.

— Что интересного вам удалось узнать про мокриц?

— Я занимаюсь в основном их питанием, этому вопросу была посвящена моя дипломная работа, которую я делал частично в отделе энтомологии Московского зоопарка, и частично в ИПЭЭ РАН под руководством заведующего лабораторией изучения экологических функций почв Константина Гонгальского. Я исследовал пищевые предпочтения трёх видов мокриц – Porcellio laevis, Porcellio scaber и Porcellionides pruinosus. Изучал в том числе их способность разлагать листья сельскохозяйственных злаковых растений. Во время работы выяснилось, что мокрицы активно поедают листья кукурузы, но при этом безразличны к рису и пшенице. Возможно, это связано с низким содержанием кремния в листьях кукурузы.

Группа Porcellio scaber.jpg
Группа мокриц Porcellio scaber. Фото Фёдора Дёмина.

— Кремний для них невкусный?

— Вообще, если смотреть на разных почвенных сапрофагов – животных, перерабатывающих отмершую органику, то у большинства из них имеются схожие пищевые и иные экологические особенности. Высокое содержание кремния в растениях затрудняет разложение листьев и соломы микроорганизмами, и мокрицам труднее ими питаться, так как листья остаются твёрдыми. Это моя гипотеза. Химический анализ листьев кукурузы показал, что кремния в кукурузе была наименьшая концентрация.

— Получается, что кремний – это не то вещество, которое мокрицам жизненно необходимо?

— Относительно других веществ (например, азота, углерода, меди и кальция, которые являются одними из наиболее важных веществ) точно не то. А про влияние кремния на их выживаемость надо отдельный эксперимент проводить. Я предлагал мокрицам восемь видов растений, чтобы изучить пищевые предпочтения. Такой тип эксперимента называется «кафетерий».

— Какая цель вашей нынешний экспедиции на биостанцию в Утрише?

— Моя цель – собрать пробы мокриц трёх экологических групп: приморские виды, околоводные мокрицы, обитающие вдоль пресных ручьев, и наземные мокрицы, которым не требуется какой-либо водный объект поблизости. В дальнейшем пробы пойдут на анализ жирных кислот и углерода с азотом в организме мокриц в Красноярск, в Институт биофизики сибирского отделения РАН к коллегам, которые изучают перенос жирных кислот в пищевых цепочках. Помимо этого, я нашёл в заповеднике несколько видов, которые, наверное, можно назвать редкими – это Buddelundiella cataractae, Caucasocyphoniscus taitii, Trachelipus utrishensis, Tylos europaeus и Halophiloscia couchii.

Halophiloscia couchii -2.jpg
Мокрица Halophiloscia couchii в капле воды. Фото Фёдора Дёмина.

Чтобы найти интересующие виды, приходится преодолевать довольно большие расстояния. На Жемчужном водопаде, например, обитают мелкие мокрицы, забивающиеся в щели. А у ручьев, которые уходят в самые дебри заповедника, можно найти много видов, обитающих в почве или у самой воды. На Утрише довольно сухо, что довольно нетипично для обитания большинства мокриц, так как они предпочитают более влажные места. И поэтому здесь из-за сухого климата им приходится искать водоёмы, где прохладно и влажно.

— Что вас заинтересовало в мокрицах больше всего?

— Разнообразие жизненных и морфологических форм, особенности поведения. С каждым годом описывается всё больше новых видов, и это говорит о том, что ещё не до конца известно их примерное количество. По мокрицам нельзя сказать точно, сколько видов их может быть. А старые виды регруппируют за счёт генетических анализов, которые иногда показывают удивительные результаты.

Trachelipus caucasius.jpg
Мокрица Trachelipus caucasius. Фото Фёдора Дёмина.

— Какие, например?

— Например, некоторые виды мокриц, найденные в одной и той же точке и морфологически схожие, с помощью генетического анализа могут оказаться двумя разными видами. Однако бывают случаи, когда, казалось бы, два разных вида мокриц по морфологии оказываются по генетическому анализу одним и тем же видом, хотя внешние различия у них изначально очень значимы и их описывали как два разных вида.

— Как они взаимодействуют друг с другом?

— Поведение мокриц довольно интересное. Как правило, они предпочитают существовать группами. Если нашёл одну мокрицу, рядом будут и другие, поодиночке они не живут. Бывают мокрицы, у которых замечена социальность. Это, например, мокрицы рода Hemilepistus. Некоторые мокрицы способны мигрировать, как один из крымских видов рода Cylisticus – у них часто бывают сезонные миграции, когда огромная группа мокриц передвигается с одного участка на другой. Приморские виды Tylos granulatus вырастают до пяти сантиметров, живут рядом с морем и способны рыть норы. Особенности поведения довольно разнообразны в зависимости от экологической группы. Мокрицы вида Armadillo officinalis способны «пищать» в качестве защиты и сворачиваться в шар (эта способность называется конглобацией), некоторые виды являются мирмекофилами и обитают в муравейниках. В общем, это огромный, удивительный мир.

Armadillidium granulatus.jpg
Мокрицы Armadillidium granulatus. Фото Фёдора Дёмина.

— Вы сказали, что некоторые виды проявляют социальность, а могут ли мокрицы проявлять друг к другу агрессию?

— Нападения одной мокрицы на другую я никогда не замечал. Но мокрицы могут бороться за еду. Я раньше держал дома много мокриц, свыше 50 видов, и наблюдал такое поведение. Когда я им кидал какую-либо белковую подкормку, например в виде кусочка кошачьего сухого корма или мёртвого таракана, то они начинали за него бороться и пытаться утянуть в свою сторону.

— Где же вы их содержали?

— У меня дома было два стеллажа с десятками пластиковых контейнеров и сетчатых садков.

— Как к этому относились ваши домашние?

— Постепенно привыкали. Вначале родители говорили, чтобы никаких пауков-скорпионов дома не было, а сейчас паук-птицеед – это обыденность. Помимо мокриц, у меня жили палочники, кузнечики, богомолы, сколопендры, скорпионы, крабы, хищные планарии и другие беспозвоночные.

— Как мокрицы размножаются?

— Для них достаточно один раз спариться, и после этого самки могут давать потомство многократно. Семенных продуктов самца им хватает на всю оставшуюся жизнь, на всё дальнейшее размножение. Если мокрица вырастает максимально до двух сантиметров, то способной к размножению она может стать, уже когда дорастёт в длину до одного сантиметра. При этом количество манок (манки – это новорождённые мокрицы) может также варьировать в зависимости от вида.

Porcellio expansus.jpg
Мокрицы Porcellio expansus. Фото Фёдора Дёмина.

— Они двуполые?

— В большинстве своём мокрицы – двуполые животные, но встречаются партеногеники (самки, размножающиеся без участия самцов). Один из таких видов – Trichorhina tomentosa. Они партеногенетические, очень мелкие – несколько миллиметров в длину. Отлично едят подгнившую органику, их часто подселяют в контейнеры к паукообразным и рептилиям, чтобы мокрицы подъедали остатки пищи. Что касается их размножения, они очень быстро увеличивают свою численность. Если случайно даже одна мокрица попадает в контейнер к другому, двуполому виду мокриц, то постепенно партеногенетический вид может вытеснить «конкурентов». Так как их вскоре станет много, они начнут подъедать мокриц другого вида, например, во время линьки. Это, с одной стороны, вид-чистильщик, и этим он хорош, но при содержании рядом с другими видами мокриц он ужасен.

— Сколько мокрицы живут? Есть среди них долгожители?

— Данный вопрос не изучен для многих видов. За этим довольно трудно наблюдать, потому что мокриц содержат не по одной штуке, к тому же их особо не пометить – непонятно, где старые, а где ещё молодые особи. В статьях, написанных по некоторым видам, говорится, что средняя продолжительность их жизни – от одного до двух лет. Но мне кажется, что отдельные виды мокриц наверняка могут жить и дольше.

— И всё-таки – почему вы выбрали мокриц, чем они вас так привлекли? Большинство людей относится к ним с неприязнью.

— Как правило, люди относятся к ним с неприязью, так как мокрицы заводятся у них в домах, обычно деревенских, где подгнивает пол или протекает вода. Сами мокрицы просто перерабатывают органику, питаются листочками на улице – по сути как дождевые черви, и ничем не опасны. В моём научном интересе большую роль сыграл паблик Invertebrates&Others в группе ВКонтакте, которые создали ребята из МГУ: Филипп Бызов, Даня Поляков и Глеб Грачёв. Так появилось что-то типа «Клуба любителей мокриц».

— И чем занимаются члены «мокричного клуба»?

— Лет пять назад они начали активно продвигать «мокричную» тематику, и сейчас сообщество довольно сильно разрослось. Также мокриц начали активно разводить, что ранее в нашей стране было не популярно, в отличие, например, от Европы.

Armadillidium kligii.jpg
Мокрицы Armadillidium kligii. Фото Фёдора Дёмина.

— Зачем их разводить?

— Мокрицы – разнообразная по цвету группа, которая не привлекает людей в своём обычном виде, когда мы видим их у себя в огороде – чёрных, коричневых. А если взять какие-то тропические или троглобионтные (живущие в пещерах) виды, нечасто у нас встречающиеся –  это довольно необычные, красивые и яркие мокрицы. Их содержат дома в контейнерах или террариумах для красоты, для наблюдений.

— А их едят? Насколько они ценны в белковом отношении?

— Известно, что кузнечиков, тараканов, рачков сейчас уже активно едят. По мокрицам, мне кажется, этим ещё никто особо не занимался, но в теории такая идея может оказаться вполне перспективной. Мне известна только одна статья по возможности использовать мокриц в качестве еды. Она вышла в 2023 году в журнале «Journal of Insects as Food and Feed».

Caucasocyphoniscus taitii.jpg
Мокрица Caucasocyphoniscus taitii. Фото Фёдора Дёмина.

— Почему с научной точки зрения важно изучать мокриц?

— Это крупная группа почвенных редуцентов, перерабатывающих органику. Мокрицы активно участвуют в круговороте таких веществ как кальций, магний, калий и натрий. В некоторых экосистемах мокрицы вовлекают в общий круговорот веществ до 1,5% этих элементов, что довольно много. Больше в круговороте участвуют только представители кольчатых червей. Но у других групп, например, колембол (ногохвосток), некоторых видов насекомых, которые обитают в почвенной подстилке, роль в качестве разложителей несколько меньше. После дождевых червей именно мокрицы на втором месте. Также можно изучать многие другие аспекты – их разнообразие, эволюцию, взаимодействие с другими организмами.

— Скажите честно: вы хотели бы всю жизнь заниматься мокрицами?

— Определенно да, но в планах – расширять кругозор, исследуя, помимо мокриц, других представителей беспозвоночных, в том числе почвенной фауны. Особенно хотелось бы поизучать уникальную фауну мокриц, обитающих где-нибудь в тропиках. Надеюсь, у меня многое ещё впереди.