Цитата |
---|
CASTRO : Смотря какая цель ставится. Если цели сиюминутные, а задача дорогая - в жёсткой экспертизе есть смысл. Но если важны цели не сиюминутные, а осуществление каких-то планов по развитию, то имеет смысл финансировать и те проекты, которые экспертизу бы не прошли. В российской науке есть тому примеры, но, к сожалению, я не могу себе позволить здесь их детально обсуждать. |
Показательная в этом смысле история одного изумительно необыкновенного открытия, - несмотря на то, что для тогдашних современников проект, предваривший это открытие, казался стопроцентно авантюристическим.
Но, что называется, не иначе, как звезды сложились тогда так, как надо, и неутомимо пробивная фанатичная вера в исполнение этого проекта его автора сказалась, и то, что немалые по тому времени деньги таки нашлись, и еще много чего такого прочего тогда случилось, что иначе, как всё это не Божьим промыслом и назвать-то трудно.
Сегодня бы так случалось ...
* * *
Итак: в 1454 году турки взяли Константинополь. Сухопутная торговля между Европой и Дальним Востоком остановилась, пряности превратились в фетиш, а любого богатого кроманьона стали называть уже не "мешком с золотом", а "мешком с перцем". Естественно, все вокруг зашевелились в поисках каких-то новых возможностей. И вот, буквально через 20 лет в 1474 году флорентийский астроном и географ Паоло Тосканелли, исходя из идеи шарообразности Земли (а что Земля круглая, еще в III веке до Рождества Христова предположил и доказывал александрийский ученый Эратосфен), - Паоло Тосканелли делится с 23-х летним мореплавателем и картографом Христофором Колумбом своим планом короткого и быстрого морского пути по Атлантическому океану на азиатский Дальний Восток в направлении Запада. Тосканелли был уверен в том, что расстояние от Канарских островов до Японии должно было составлять не более пяти тысяч километров (на самом деле - 12 369 км). Естественно, сегодня эту ошибку называют "величайшей в истории", но "поведшей" зато "к величайшему открытию".
Колумб, конечно, в силу своего, как было нами уже упомянуто только что выше, характера, отличающегося здоровым авантюризмом, идеей Тосканелли не мог не загореться. Но ему, бедолаге, тем не менее, потребовалось еще долгих 18 лет (с 1474 по 1492 год), когда он смог наконец-то найти спонсоров и осуществить свою мечту, потому что практически все высокопоставленные чины, включая королей и одной королевы, к которым он обращался, хотя и были согласны вложить собственные денежные средства в эту сомнительную кампанию, однако взамен требовали гарантии получения таких результатов, которые Колумб им гарантировать, естественно, не мог.
* * *
Ремарка. Кстати, и к вящей справедливости, вопреки распространенному в наши дни мнению, мысль Эратосфена о шарообразности Земли в колумбовое время никем не забывалась. Просто тогдашние кроманьоны в подавляющем большинстве были безразличны к вещам, не имевшим для них практического значения. Да и католическая церковь не настаивала на том, что Земля плоская, и никого за высказывание противоположной точки зрения не преследовала. Еретическим являлось лишь представление, что Земля вращается вокруг Солнца, то есть не является центром мироздания. Так что, так сказать, культурного шока у высокопоставленных экспертов и слушателей Колумба его и Тосканелли идея не вызывала.
* * *
Вызывала лишь сомнение явно кажущаяся дерзновенная авантюрность всего этого проекта. И нельзя потому не восхищаться нам сегодня смелостью, одержимостью, и в конечном итоге в большой степени все же какой-то дивной бессеребренностью некоторых из не так уж и далеко отстоящих от нас сейчас по времени наших романтических предков. 8) В том числе и упомянутой королевы, которая все же таки тоже сыграла положительную роль во всем этом деле.