№11 ноябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Страницы: Пред. 1 ... 41 42 43 44 45 ... 225 След.
RSS
Теория поплавка.
Цитата
janmik пишет:
Было конечно. Но не было главной "добродетелью" . Лучше быть таксистом, продавцом, зав склада или работать в автосервисе где левак есть, чем инженером или ученым с окладом в 120 руб. Успех определяли югославская стенка и шпроты в холодильнике.

Вы ведь практически не жили в СССР. И ориентируетесь на постсоветские источники: воспоминания определённых людей, книги, фильмы. Но совершенно очевидно, что итот источник информации не является объективным. По разным причинам. Я проиллюстрирую это другим примером. 90е. В них-то Вы точно жили и точно помните, как тогда жилось. А теперь посмотрите фильмы про 90е. Оно? Отчасти. Они ухватывают наиболее примечательные нотки - бедность, безысходность, бандитскую романтику, гипертрофируя их... Но не описывают 90е такими, какими их помнят жившие тогда. Так и с советским временем. Было такое, что "лучше таксистом, чем дворником" ? Бывало. Но массовым не было. Ну не стояли очереди в таксисты больше, чем в ВУЗы. Уже просто потому, что для извлечения сверхвыгоды из положения таксиста нужно было иметь определённый склад характера, склонность к риску. Потому что присесть за левак можно было легко.  Погоня за длинным рублём - да, была. У меня отец, поработав лет до 30 на заводе заливщиком, бросил завод и в пошёл в экскаваторщики. Потому что ПМК обещала квартиры. Квартиры, кстати, по советскому времени были отличные - 4 комнаты,  80 с лишним квадратных метров в панельном двухэтажном коттедже на 2 семьи с 6 сотками участка. Мелиорация района прошла - вернулся на завод. В СССР трудовая мобильность населения вообще была выше, чем в сегодняшней России, на мой взгляд.

Кстати, Вы не задумывались, что на Западе реальная ситуация (не книжно-киношная) не сильно отличается. В Германии, например, считается непрестижным идти в инженеры. Поэтому технические ВУЗы заполнены в значительной степени мигрантами (не последней волны, конечно). В Италии знакомый (коренной итальянец) защитил диссертацию и, вместо того, чтобы делать карьеру учёного, пошёл в тот же университет техником. Напрягаться не надо, позиция постоянная, кредит банк даёт сразу и охотно...

Ну и о статусности вещей. В определённых кругах советскому вещизму на смену пришёл вещизм постсоветский. На самом деле, общемировой. Когда ты не можешь иметь машину моделью ниже определённой (пусть и в кредит), и часы должны быть не дешевле, чем столько-то, и жить нужно в районе престижном, и на курорт в Турцию  - ни-ни, не поймут коллеги. А, самое главное, проблема даже не в том, что не поймут, а в том, что это отразится на карьере.

То есть то, что было в СССР - это не более чем типичная для любого человеческого общества ситуация, на которую место и время наложили свой уникальный отпечаток. Идеализировать советское общество не надо, но и представлять его в исключительно мрачных тонах тоже не стоит.
Изменено: CASTRO - 17.11.2019 15:04:33
В девяностые было классно! В девяностые мы чуть не стали европейской страной.
Я понимаю, что человеческая натура штука трудноизменяемая и здоровый куркульский эгоизм ей присущ в любых обществах. Но в некоторых обществах он ставится на пьедестал и ограждается от посягательств высоким и толстым забором довольно лицемерной морали. В западном обществе ( современном) все же дела обстоят не так, кстати и в России тоже. Сечас занят немного, но позже разовью свою мысль.
Пока думаешь, что сказать, — делай реверанс! Это экономит время.
Цитата
janmik пишет:
В девяностые было классно! В девяностые мы чуть не стали европейской страной.

Европейской? Скорее, латиноамериканской...

Надо как-нибудь пересмотреть "Окно в Париж"...
Изменено: CASTRO - 17.11.2019 18:14:02
Латиноамериканской мы как раз и стали
Пока думаешь, что сказать, — делай реверанс! Это экономит время.
Цитата
janmik пишет:
Латиноамериканской мы как раз и стали

Ну, куда шли - тем и стали.
Это не к вопросу, что престижней в нашем обществе: иметь вещь или иметь возможность поиметь вещь? Или иметь возможность иметь возможность...
Борхес. Роза Парацельса
В споре не рождается истина, но убивается время.
Цитата
eLectric пишет:
Это не к вопросу, что престижней в нашем обществе: иметь вещь или иметь возможность поиметь вещь?

Думаю, что дело именно в ограниченности возможности распоряжаться деньгами в СССР. Сейчас есть куча возможностей: деньги можно потратить на самообразование, на путешествия, на решение проблем с жильём, замутить бизнес, заставить деньги тупо делать деньги... А в СССР часть перечисленных вариантов была закрыта, часть не имела смысла, а часть просто стоила до смешного дёшево. Плюс дефицит. Вот отсюда, на мой взгляд, и развился советский вещизм.
Цитата
CASTRO пишет:
советский вещизм
ОК.
Только добавлю, что советский вещизм, это часть вещизма вообще.
По большому счёту все люди одинаковы, только условия жизни накладывают свой отпечаток. И Вещизм вообще свойственен человеку.
Весь положительный пример Робинзона Круза - его вещизм. Он не молится и не плачет, а непрерывно занят обустройством собственного быта.
Герои Жюль Верна на Таинственном острове озабочены вещизмом на другом уровне. Они создают производство вещей для себя любимых.

Можно посмотреть на вещизм более узко (и наверное, более правильно).
Вещь, как символ, доказательство, что человек может сделать, купить, достать вещь. В этой интерпретации вещь это символ успешности, а вещизм - один из способов казаться, а не быть.
В споре не рождается истина, но убивается время.
Цитата
eLectric пишет:
Только добавлю, что советский вещизм, это часть вещизма вообще.
По большому счёту все люди одинаковы, только условия жизни накладывают свой отпечаток. И Вещизм вообще свойственен человеку.

Именно это я Janmikу говорил пару страниц назад.
Цитата
eLectric пишет:
И Вещизм вообще свойственен человеку.
Ой ли. Много ли вещей у аборигена Папуа? Копье? Можно сделать всегда новое. Набедренная повязка? Шалаш? Культ вещей появился, наверное, с зарождением сельского хозяйства, оседлостью и усложнением технологий. Тот же Робинзон Крузо занимался крестьянским трудом и в силу своих культурных предрассудков не желал ходить без штанов. Сейчас технологии усложнились настолько, что внезапно вещи опять стали терять самоценность как и копье аборигена в связи с их доступностью. К тому же оседлость сменяется мобильностью ( низкий поклон глобализации) и мы в своем отношении к вещам все ближе приближаемся к древнему охотнику собирателю и отдаляемся от доброго обывателя викторианской эпохи. Что там CASTRO говорил, главное что бы ноутбук был при себе. А если он сломается то и новый купить недолго, тем более, что  информация ( ценность нового времени, но она не вещь) все равно где-то в облаке хранится.
Тут еще можно коснуться вещизма и морали и их взаимосвязи... но тут уж завтра продолжу, немного занят.
Пока думаешь, что сказать, — делай реверанс! Это экономит время.
Страницы: Пред. 1 ... 41 42 43 44 45 ... 225 След.

Теория поплавка.


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее