Давайте не будем здесь о религии.
Тем более что известно отношение к религии самого основателя психоанализа. Исповедь у попа и терапия у психоаналитика принципиально разные вещи. Также и дзен-буддизм имеет внешнее сходство с психоанализом. То есть дзен - это достижение свободы от всяких привязанностей, психоанализ также имеет цель освобождения от привязанностей, но не от всех, а работа идет "точечно", психоанализ - терапия душевных заболеваний, а не религия. Осознает ли буддист свою проблему большой вопрос.
Например детскую привязанность и желание обладать матерью единолично, которая вызвала проблему... Если вытесненное не всплывет на поверхность – проблема останется. И "свобода от привязанностей" по сути, будет представлять собой тот же защитный механизм обеспечивающий удаление из сознания неприемлемых инстинктивных стремлений, мыслей и представлений. Что может принести в лучшем случае временное облегчение, но не решит проблему.
Пример неосознанной привязанности в происхождении гомосексуальности как это определяет Фрейд
Цитата |
---|
Генезис мужской гомосексуальности в целом ряде случаев следующий: молодой человек необыкновенно долго и интенсивно, в духе Эдипова комплекса, сосредоточен на своей матери. Но, наконец, по завершении полового созревания все же настает время заменить мать другим сексуальным объектом. И тут происходит внезапный поворот: юноша не покидает мать, но идентифицирует себя с ней, он в нее превращается и ищет теперь объекты, которые могут заменить ему его собственное «Я», которых он может любить и лелеять так, как его самого любила и лелеяла мать. Этот часто наблюдающийся процесс может быть подтвержден любым количеством случаев; он, конечно, совершенно независим от всяких предположений, которые делаются относительно движущей силы и мотивов этого внезапного превращения. Примечательна в этой идентификации ее обширность, она меняет «Я» в чрезвычайно важной области – а именно в сексуальном характере – по образцу прежнего объекта. При этом сам объект покидается; покидается ли он совсем или только в том смысле, что он остается в бессознательном, не подлежит здесь дискуссии. Идентификация с потерянным или покинутым объектом для замены последнего, интроекция это объекта я «Я» для нас, конечно, не является новостью. Такой процесс можно непосредственно наблюдать на маленьком ребенке. Недавно в «Международном психологическом журнале» было опубликовано такое наблюдение. Ребенок, горевавший о потере котенка, без всяких обиняков заявил, что сам он теперь котенок, и стал поэтому ползать на четвереньках, не хотел есть за столом и т.д. («Психология масс и анализ человеческого "Я"») |