ArefievPV пишет: Конечно, связаны. Осознавать ведь можно только что-то. Оценивать и сравнивать можно только по сравнению с чем-то (с опытом, типа) и только с помощью чего-то (некоей функции, типа)...
eLectric пишет: Ну, вот, я не понял. Сознание зависит от памяти?
Вот теперь я не знаю, как ответить на Ваш вопрос… Про опыт упомянул (с чем сравнивать-то, относительно чего оценивать-то), но вопрос всё равно прилетел… Возможно, у нас сильно различаются представления о том, что такое память? Возможно, Вы представляете память в виде некоего хранилища – библиотеки, так сказать?
Отвечу так: сознание зависит от памяти, но не напрямую, а опосредованно. То есть, если вернуться к аналогии с библиотекой, то зависит в первую очередь от библиотекаря (чтобы он был в добром здравии и работал)…
Напоминаю, сознание – это механизм обеспечивающий возможность протекания процесса осознания. То есть, наличие необходимых компонентов (структур, процессов) в определённых состояниях. А осознание – это сам процесс взаимодействия (определённым образом/способом, в определённом режиме и т.д.) между вышеуказанными компонентами. Находиться в сознании, по сути, означает, что в данный момент происходит процесс осознания…
Первое. В данном случае под памятью следует понимать скорее психическую функцию (совокупность взаимодействующих процессов, как физиологических, так и психических).
Второе. Какую именно память Вы подразумеваете? Долговременную, кратковременную, рабочую?
Кратковременная может хранить таким вот образом информацию недолго (от минут до часа, если «подстёгивать» циркуляцию). Затем переходит в долговременную (записывается, так сказать). Но не надо считать, что такая кратковременная память сродни памяти с произвольным доступом. Никакого доступа к отдельным частям («кусочкам») потоков, циркулирующих в мозговых структурах из такой памяти нет. Информация сохраняется только целиком. А вот отразится в рабочей памяти циркулирующая информация может и по частям, и целиком (если свободный объём рабочей памяти позволяет, конечно).
Долговременная память хранит информацию долго в гиппокампе (и в неокортексе тоже в виде памяти-предсказания – это не я придумал такое понятие, Джефф Хокинс кажется). Гиппокамп вполне может сохранять специфическую информацию пространственную информацию. Это структура древняя, нами используется в виде хранилища памяти только на ранних этапах развития (когда мы познаём пространственно-временные соотношения реальности и нашего тела, учимся воспринимать реальность и ориентироваться в мире).
То есть, в гиппокампе, как бы, формируется пространственно-временная карта окружающего мира, которую в дальнейшем будут использовать и другие структуры мозга.
Для взрослых более важной становится память-предсказание неокортекса (выступает в роли хранителя информации). Гиппокамп также участвует и в других процессах, связанных с запоминанием и с забыванием (!). Разумеется, все структуры тесным образом взаимодействуют и все выделения очень условны.
Вот рабочая память – это память с произвольным доступом. Но рабочая память – это очень условно. По сути, никакая она не память – «хранит» информацию только здесь и сейчас. Это просто «рабочая площадка», «сцена», в которую временно перемещается (отражается в ней) часть процессов в мозге и состояний мозговых структур.
Но (и это очень важно!) зато рабочая память обеспечивает доступ к любому «кусочку» (этапу, части) отражённого в ней процесса, к любой части образа отражённого в ней.
Возвращаясь к первоначальному вопросу (о связи памяти и сознания) скажу так: осознаётся только та часть (воспоминаний, непосредственных ощущений, текущей информации удерживаемой в настоящий момент в кратковременной памяти и т.д.) которая отразилась в рабочей памяти. То есть, то, что происходит на «сцене», может нами осознаваться (если не в данный момент, то, хотя бы, в принципе). То, что происходит за пределами «сцены», нами не осознаётся и не может быть осознано в принципе…
Для осознания чего-либо (например, мыслей, образов, намерений, воспоминаний и т.д.) требуется «разместить» это чего-либо «вне» наблюдателя (хотя бы временно)… У человека система (структура и архитектура мозга, развитый функционал и т.д.) это позволяет. А например, у какого-нибудь животного с тремя штуками нервных клеток – не позволяет. Осознать такое существо будет в состоянии только внешнее в прямом смысле (максимум – на периферии своего тела – например, активность рецепторов). То есть, у него имеется возможность только для осознания непосредственных ощущений.
Само собой всё это очень условно. Природа «ухитряется» и в три клетки (особенно если учесть, что имеется возможность записать информацию и в сами нервные клетки (нейроны, глию) и в межклеточный матрикс – например, в белковые структуры) «впихнуть» богатый функционал. Тогда, даже такой примитивный (на наш взгляд, конечно) организм может обладать подобием и долговременной памяти, и кратковременной памяти, и рабочей памяти, и сравнивающим механизмом, и т.д. Разумеется, всё это на самом простом уровне и «сознание», которым будет обладать такое существо несравнимо с нашим сознанием. Выражусь аллегорически – это небо и земля… Потому, в этом случае, и взял в кавычки слово сознание…
ArefievPV пишет: Для осознания чего-либо (например, мыслей, образов, намерений, воспоминаний и т.д.) требуется «разместить» это чего-либо «вне» наблюдателя (хотя бы временно)…
Вот это непонятно. "разместить вне" в кавычках. Как-бы "вне". Это может быть хорошо на уровне психологии, а на уровне физиологии как-то невразумительно. . Говоря про память, надо иметь ввиду какие-то её физические основания. Во времена автоматики рисовали выключатель и говорили - это элемент памяти (потом так стали говорить про триггер). Прибор ведёт себя так или иначе в зависимости от того, в каком состоянии находится этот элемент. Если мы меняем состояние элемента, это называется записать в память. Т.е. понятно, что задвижка на дверях, это тоже элемент памяти. Я сейчас сходу назвал три разных элемента памяти - задвижка, выключатель, триггер. А представляете, сколько их может быть в человеческом организме, весьма богатом на всяческие химические соединения и процессы? Так что, когда мы перечисляем пять видов памяти, это недооценка в тысячи раз. В процессе эволюции организм научился использовать всё, что подвернётся для собственного совершенствования.
Интересно, какое место спорящие отводят в сознании религиозному восприятию и его физиологическим механизмам. Константин Анохин часто в своих лекциях говорит, что сознание это память человека. А так ли это? Мне очень нравятся лекции Анохина, но я в этом как то не могу с ним согласиться. Творческий спектр сиюминутных всплесков активности, в том числе вербальный, у нас вроде как вообще в рамках такой системы координат к сознанию не относится. Или относится?
А что такое медитация в рамках концепции память наше все? Вот я в основном вообще редко нахожусь в состоянии когда я есть, а чаще когда меня нет, а есть только мир вокруг - текст, который я читаю, фильм который смотрю, информация, которую, воспринимаю. И мне это не особенно мешает жить в обычных сферах нормальности, когда нужно принимать логические решения. Давно так живу, практически без всякого Я, лет 10, а медитации лет 25. Как это объяснить?
Религиозных людей ругать нельзя - это закон запрещает, штраф до 300 тыс., а медитацию и нас, йогов можно - мы легко к этому относимся.
А есть еще широкий спектр чувств без названий, точнее их в основном к эмоциям относят -чувство глубины восприятия, чувство огромного внутреннего пространства собеседника или его полное отсутствие. Ну чувству полета вы конечно какое-то простое объяснение найдете.
А чем модулируется ассоциативный ряд когда один собеседник похож на океан, другой на ядерный реактор , а третий скорее утренний солнечный свет - легкий и ненавязчивый? А есть еще люди типа прохладный сентябрь ясные и прозрачные.
Ну можно конечно все это отнести к разряду внутренних ассоциаций. Только вот какой у них механизм образования...
Лилия Шаройко пишет: Интересно, какое место спорящие отводят в сознании религиозному восприятию и его физиологическим механизмам.
Религия как давно известно - "опиум для народа" .
Цитата
Слезин смог доказать существование и состояния «медленного бодрствования». Он пришел к выводу, что это молитва.
Он вместе со своими коллегами – сотрудниками лаборатории нейропсихофизиологии, провел эксперимент. В нем участвовали представители православия и католицизма, а также приверженцы медитаций. Эксперимент, как молитва влияет на человека и его сознание, длился полчаса. Участники читали про себя стихотворение, а затем молитву. Оказалось, что при чтении первого, ритмы человека учащаются, а при молитве, наоборот, ослабевают и практически сводятся к нулю. Таким образом, улучшается эмоциональное состояние человека: нормализируется пульс, давление, выравнивается дыхание. Одним словом, человек успокаивается.
Я не хочу никому навязывать свое мнение. Мои бывшие "товарищи-медитаторы" говорят, что я "струсил" и что "мир меня притянул обратно". Многие завидуют моему "внутреннему опыту".
Это моя жизнь, и я выбрал "этот мир". Хочу сказать ВСЕМ, кто прочитает мою историю: Хотите, попробуйте сами, что такое медитация. Если вам повезет, вы не достигнете таких "успехов", как я, и бросите ее, если же вам хватит терпения, то вы "научитесь". Но знайте, ЗА ВСЕ НАДО ПЛАТИТЬ. За счастье в медитации вы заплатите такой депрессухой в нормальной жизни, что и жить не захотите. Да, это в кайф - медитировать, но когда ваши гормоны счастья кончатся, на пару дней вам будет о-о-о-очень плохо. И так далее, до новой дозы... Замкнутый круг алкоголиков и наркоманов. Выбирайте сами...
Описывая паранойю, E.Kraepelin отметил, что у больных при религиозном направлении мыслей под влиянием откровений во сне дело может дойти до бреда пророчества, до представления, что они избранники Божий и мессии, причем обнаруживается стремление совершать публичные богослужения, приобретать сторонников [29].
...
Депрессивно-параноидный синдром характеризуется депрессивно-тревожным аффектом с бредовыми идеями греховности, осуждения, наказания. На фоне выраженных астенодепрессивных проявлений с ощущениями соматического неблагополучия возникают выраженные проявления чувственного бреда. Окружающее начинает восприниматься измененным, возникают страх, неотчетливые представления о надвигающейся катастрофе (бредовое восприятие).
...
Религиозное помешательство (paranoia religiosa) как отдельную болезненную форму очертил В.П.Сербский. Заболевание чаще встречается у людей неуравновешенных, скудоумных, мечтательных, отличающихся наклонностью к таинственному, чудесному. Началу заболевания предшествуют экзальтация, чувство просветления, сладострастное возбуждение.
... С.С.Корсаков, например, подчеркивал, что религия сама по себе не имеет влияния на душевные заболевания, но религиозный фанатизм и суеверия служат нередко причинами душевных болезней.
... Описывая религиозное помешательство, С.С.Корсаков заметил, что данному расстройству подвержены люди с невропатическим складом, малоумные, склонные к мистицизму с детства.
... Религиозная вера (faith) не взаимодействует с такими механизмами мышления, как сравнение, анализ, синтез. Она поддерживается не соотнесением субъективных представлений с наблюдаемыми явлениями окружающего мира, а с внутренней уверенностью в приобщении к тайне.
Лилия Шаройко пишет: Религиозных людей ругать нельзя - это закон запрещает, штраф до 300 тыс., а медитацию и нас, йогов можно - мы легко к этому относимся.
Надо и за йогов накинуть хотя бы пару сотен. Верующие фанаты и йоги - одного поля ягоды.Один и тот же нейрофизиологический механизм.
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии.
Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием
порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве.
Подробнее