Цитата |
---|
Техник пишет: Вообще не совсем корректно говорить о "софте" и "железе" в контексте мозга. Это, на мой взгляд, не проясняет ситуацию, но лишь больше запутывает. Мозг - это всё-таки не цифровая машина, а аналоговая |
У меня не возникает трудностей с такой аналогией… Наверное, просто не учитываю разное восприятие, разный уровень развития фантазии, разный опыт у разных людей…
В цифровой машине не перепаиваются соединения (контакты) на схемах между транзисторами (и прочими элементами), там только изменяется состояние отдельных элементов (ячеек памяти). Однако возможности огромные. В зависимости от комбинации состояний можно одни те же схемы соединений заставить выполнять разный алгоритм.
В аналоговой машине выполнение алгоритма привязано к самой схеме соединений. Программирование такой машины без перекомпоновки самой схемы чрезвычайно ограничено (но насколько помню, тоже возможно). Но ведь живая аналоговая «машина» как раз имеет возможность перепрограммирования – схемы соединений могут изменяться (то бишь, перепрограммироваться). Кроме того, в живой «машине» и состояние элементов также может меняться (причём без изменений схемы соединений).
И уверяю Вас, все аналоговые контуры мозга тоже узкоспецифичны (и не особо быстро «перепаиваются»), что не мешает в итоге формировать очень разные программы поведения. Преимущество аналоговых – очень эффективное решение специфичных задач (намного порядков эффективнее чисто цифровых), недостаток – всё та же специфичность (типа, малая универсальность по сравнению с цифровыми). Но природа уже давно нашла выход из такой ситуации – модульность архитектуры в сочетании с многоуровневостью архитектуры нейронных структур. Наращивание уровней позволяет увеличить разнообразие итоговой поведенческой реакции.
Приведу условный пример (только не надо сразу ругаться, я ведь не нейробиолог).
На первом уровне огромный набор аналоговых контуров для вычислений конкретных операций (например, сокращение/расслабление мышечных волокон). На втором уровне также большой набор контуров, каждый из которых отдаёт команду нижним контурам по своему алгоритму. Причём, одни и те же нижние контуры могут быть подключены (например, к двум, десяти и т.д.) к разным командирам одновременно. Однако не все командиры отдают команды одновременно, а только те которые получили сигналы извне (из внешней среды, с вышестоящего уровня и т.д.). На третьем уровне большой набор контуров отдающих команды контурам второго уровня. И опять-таки каждый множество контуров второго уровня подключены к множеству «командиров» (и команды получают аналогично).
Конечная поведенческая реакция будет сформирована из комбинации аналоговых контуров самого нижнего уровня. Если сразу два «командира» скомандовали, то все их подчинённые начали работать. Если «подчинённый» получил команды сразу от двух командиров, то престал работать, (если от одного или трёх, то работает). То есть правило простое – чётное количество «командиров» отключает «подчинённого», нечётное включает. Разумеется, это условно.
Главное, что даже по такой «релейно-аналоговой» многоуровневой схеме на выходе можно получить очень разные комбинации работающих аналоговых контуров начального уровня. Так понимаю, что природа для самых продвинутых организмов избрала именно такой путь – наращивание количества уровней при уменьшении функционала нижестоящих контуров. Типа, если у примитивных животных аналоговый контур выполняет сразу поведенческий акт (автоматизм и/или врождённый рефлекс) целиком, то у более продвинутых видов только малую часть (отдельный этап, отдельное движение) этого поведенческого акта. Зато вышестоящий уровень позволяет сформировать совершенно другую комбинацию из таких этапов/движений (по сути, сформировать условный рефлекс). Если ещё нарастить уровней, то на вышестоящие перейдёт и формирование стилей поведения, и динамические стереотипы и пр., пр., пр.
Что характерно, вышестоящие уровни по размеру становятся существенно больше, чем нижестоящие («командиров» больше, чем «подчинённых»). По человеку это заметно. И автоматизмы у нас во взрослом состоянии вообще крохотульки (буквально, «кусочек движения» – зато можем выученных движений, поведенческих актов, способов и т.д. скомбинировать просто огромное количество). И «командиров» у нас просто гигантское количество – зачем столько чтобы ходить, бегать, плавать… Зато мы можем двигать ногами/руками миллиардами/триллионами разных способов/стилей и т.д. (к примеру, пальцами и кистями рук) и составлять из них длиннющие последовательности (способ, метод, тактику, стратегию поведения)…