Политбюро ЦК РСДРП (б), созданное 10 (23) октября 1917 г. и воссозданное по образу на партийном большевистском VIII съезде в виде постоянно действующего органа Политбюро ЦК РКП (б), В.Ленин (1870-1924) считал коллегиальным инструментом и потому, чтобы не выделяться, входил в его состав на правах члена Политбюро. К тому же с 9 ноября 1917 г. Ленин возглавлял созданный одновременно Совет Народных Комиссаров РСФСР (Совет Народных комиссаров СССР с 3 июля 1923 г.). Со дня основания членом Политбюро являлся Л.Троцкий (1879-1940) (откуда был выведен осенью 1926 г.). В состав СНК Л.Троцкий входил как Народный комиссар по военным и морским делам с 29 августа 1918 г. (по 26.01.1925).
При жизни В.Ленина, бесспорно, вторым человеком в государстве считался Л.Троцкий (1879-1940). На торжественных собраниях, когда члены Политбюро направлялись в Президиум, их встречали неизменными бурными аплодисментами и возгласами из зала: “Да здравствует вождь мирового пролетариата Ленин!” и “Да здравствует вождь Красной Армии Троцкий!”, остальных не упоминали при этом.
Со дня основания членом Политбюро являлся И.Сталин (1879-1953). При жизни В.Ленина государственный деятель И.Сталин занимал должности Народного комиссара по делам национальностей РСФСР (1917-1923), Народного комиссара госконтроля РСФСР (1919-1920), Народного комиссара Рабоче-крестьянской инспекции РСФСР (1920-1922). Генеральным секретарем ЦК ВКП/РКП(б) И.Сталина избрали 3 апреля 1922 г. (после 1934 г. секретарь ЦК ВКП (б)). Ему поручили координацию и методическое руководство разработками и работами по документам Секретарей Политбюро и личных секретарей членов Политбюро, обработку входящих и исходящих документов высшего партийного органа, предотвращение уклонов в партии, а также подбор и расстановку руководящих партийных кадров по всей стране. В.Ленин и члены Политбюро видели надобность учреждения позиции Генерального секретаря, но полагали, что создавали мало значащее место, не представляли себе последствий выдвижения И.Сталина на пост. При всем том Л.Троцкий отзывался о И.Сталине, как о “выдающейся посредственности”, исполнительной “лошадке”, незаслуживающей внимания по своей ничтожности!
11 апреля 1922 г. на заседании Политбюро В.Ленин предложил Л.Троцкому занять пост его заместителя в Совнароме. Л.Троцкий подверг предложение жесткой критике и отказался, сказав, - “полномочия замов настолько широки, что теряют смысл”. Ленин заявил, что Троцкий “в корне неправ”, и упрекнул в том, что он выносит непродуманные суждения. Позднее в начале декабря 1922 г. В.Ленин снова уговаривал Л.Троцкого принять пост заместителя председателя Совнаркома, имя ввиду и предлагая как бы вступить в “блок” против развивающейся в стране бюрократии. Но и на этот раз Л.Троцкий отказался от весьма серьезного выдвижения. (Согласно автобиографии “Моя жизнь” Л.Троцкого, это был у В.Ленина последний непосредственный контакт с Л.Троцким.)
25-27 мая 1922 г. у В.Ленина случился первый апоплексический удар (инсульт), вызвавший паралич правой руки и правой ноги, временную потерю дара речи и способность писать. (Две сестры В.Ленина и брат скончались от сходных недугов.) Два последующих месяца и позже он находился в д. “Горки” под Москвой, вдали от дел. В этот период, вынужденного отсутствия на важнейшей работе (В.Ленина –авт.), И.Сталин руководил Оргбюро и Секретариатом Политбюро; он брал на себя тяжелейшую, но важнейшую работу, которая не могла привлечь “светлые” умы других членов Политбюро: бесчисленные партийные персональные выдвижения/назначения; ведение обширной двусторонней переписки между партийными ячейками и Политбюро. В спорах на Политбюро И.Сталин всегда занимал позицию здравого смысла, стремясь высокие требования примирить с практическими соображениями. У него не было врагов. И.Сталин поддерживал постоянный контакт с В.Лениным. Судя по журналу посещений в период с 25 мая по 2 октября 1922 г., чаще всего в Горках бывал И.Сталин – он встречался с В.Лениным 12 раз; И.Сталин оказался единственным членом ЦК партии, которого В.Ленин пожелал видеть в самые серьезные моменты своей болезни. По свидетельству Марии Ульяновой - младшей сестры В.Ленина (1878-1937), это были очень оживленные встречи: “В.И.Ленин встречал И.Сталина дружески, шутил, смеялся, требовал, чтобы я угощала И.Сталина, принесла вина и пр. В этот и дальнейшие приезды они говорили и о Л.Троцком, говорили при мне, и видно было, что тут Ильич был с И.Сталиным против Л.Троцкого”. В.Ленин часто общался с И.Сталиным и письменно: в его архиве содержится много записок, в которых он просит совета в самых разнообразных делах, включая вопросы внешней политики. 13 декабря 1922 г. В.Ленин беседовал с И.Сталиным последний раз (~2 часа).
В ночь с 15 на 16 декабря 1922 г. В.Ленина сразил еще одни удар, после чего, по его прямому распоряжению, никого из политических соратников к нему не допускали до самой смерти. Врачи предписали ему полный покой и воздержание от всякой политической деятельности. В.Ленин отказывался подчиниться. Он ощущал, что стоит на пороге полной недееспособности и вероятного скорого конца, и попросил секретаря Л.Фотиеву (1881-1975) достать ему цианистого калия, на случай, если лишиться дара речи. С подобной просьбой В.Ленин обращался к И.Сталину. По свидетельству Л.Фотиевой, И.Сталин никогда не приносил яда В.Ленину. В ночь с 22 на 23 декабря 1922 г. В.Ленина поразил еще один апоплексический удар. (Позже в разосланной всем членам Политбюро и Оргбюро телеграмме Ф.Дзержинского от 1 февраля 1924 г. сообщалось, что при посмертном вскрытии тела следов яда в крови В.Ленина не обнаружено; подр. см. газету “Московские новости” №17 от 23 апр.1989 г.).
В.Ленин “будто бы” не предвидел, что установленный им с соратниками режим в России приведет к единоличному правлению. (Он “как бы” полагал, что при нем Россией управляет коллегиальный орган – Политбюро партии в слиянии с государственными органами; что будет так и далее продолжаться.) В действительности, В.И.Ленину было достаточно очевидно, что от эффективности именно его решений и распоряжений во власти (в его двойном качестве лидера Политбюро и председателя Совнаркома) зависит как политическая так и экономическая устойчивость, успехи в развитии российского государства. Но предложения по созданию образа коммунистического государства у В.Ленина были невнятны. В последние годы (1922-1924) и месяцы своей жизни В.Ленин видел в составе Политбюро только И.Сталина, как креатуру, способную к блистательному управлению страной через посредство разросшегося партийного бюрократического аппарата. (И.Сталин при всем том понимал, что основную силу “коммунизм” черпает из русского народа. В 1922 г., из 376 тыс. членов партии, 270 тыс, или 72%, были русскими; в ходе Гражданской войны наблюдалось невольное смешение понятий коммунизма с русским национализмом. На X съезде партии (1921) один из делегатов заметил, что достижения Советского государства “наполнили гордостью сердца всех тех, кто был связан с этой русской революцией, и создался своего рода русский красный патриотизм”. За границей движение “Смены вех” объявило Советское государство единственным защитником величия России и призвало всех ее эмигрантов к возвращению на Родину. С самого начала своей партийной карьеры, и с каждым годом своего руководства все более и более, И.Сталин становился на позиции русского национализма, без ущерба интересам национальных меньшинств.)
Наряду с этим в указанные годы естественным кандидатом в преемники В.И.Ленина казался Л.Троцкий. Однако Л.Троцкий вступил в партию поздно, только накануне октябрьского переворота, а до этого много лет критиковал и высмеивал В.Ленина и его единомышленников. После 1917 г. Л.Троцкий, не желая погружаться в повседневные дела, часто уклонялся от кабинетных заседаний и всяческих совещаний, усвоил себе роль политика, стоящего вне споров и суеты. “Для Л.Троцкого главное – лозунг, трибуна, эффектный жест, а не черновая работа!” – говорили о нем современники. 8 октября 1923 г. Л.Троцкий направил “открытое письмо” в ЦК партии, обвинявшее руководство в забвении демократических процедур в партии. (Речь шла только о партии, по мнению Л.Троцкого: “Вы, товарищи, прекрасно знаете, что я никогда не был демократом!” – напомнил он сам участникам Пленума ЦК, собравшегося для обсуждения его письма.) 23 октября 1923 г. Пленум ЦК партии в соотношении 102 против 2 (при 10 воздержавшихся) проголосовал за вынесение Л.Троцкому выговора за “фракционность”. В январе 1925 г. Л.Троцкому пришлось уйти с поста председателя Реввоенсовета; затем последовало исключение из партии и его изгнание сначала в Среднюю Азию, а оттуда за границу.
При жизни В.Ленина политический доклад на XII съезде (в апреле 1923 г.) делал Г.Зиновьев (1883-1936), в то время Председатель Исполнительного комитета Коммунистического интернационала, который тоже себя мнил преемником В.Ленина. Политический доклад на XIII съезде (в мае 1924 г.) также исполнял Г.Зиновьев. Но предложений по строительству государства нового типа Г.Зиновьев тоже не имел.
С политическим докладом ЦК И.Сталин выступил впервые на XIV съезде партии (в декабре 1925 г.) Важнейшим политическим решением съезда стал объявленный курс на построение социализма в одной стране, в экономическом плане – превращение СССР из аграрного государства в индустриальное.