[QUOTE]Павел Чижов пишет:
Кирпич имеет [B]свойства[/B], которые [B]ни как не зависят от наблюдателя[/B]. С этим я с удовольствием соглашусь. [/QUOTE]
Если Вы подразумеваете под свойствами нечто присущее реальному объекту (реальной сущности), то не имеет он таких свойств. Что-то может проявиться только в результате взаимодействия. То есть, при взаимодействии реальных сущностей (например, «наблюдателя» и «объекта»). Если «наблюдатель» никак не оказывает воздействии на «объект» (типа, «объект» полностью независим от «наблюдателя»), то, как может возникнуть «свойство/качество»? Для «наблюдателя» попросту нет такого «объекта»… Если по-простому, то наблюдатель попросту вычисляет результат взаимодействия (возникшее «свойство/качество») и свойство (теперь без кавычек) появляется в результате этого вычисления у него в голове, так сказать…
Напишу много и непонятно… Полагаю, что Электрик после этой фразы (или двух-трёх последующих) читать перестанет. Ну а Техник, по обыкновению, всё в капусту порубает (он с сабелькой, полагаю, даже во сне не расстается). Хотя, возможно, кто-нибудь и призадумается (если осилит мою писанину).
Важно, что мы понимаем под свойствами. Любое свойство, это ведь результат вычисления.
Самих по себе без наблюдателя этих свойств у объекта не существует. Свойства возникают в результате взаимодействия реальных сущностей и отражаются в психике наблюдателя в виде идеальных сущностей. Типа, сами свойства находятся в голове наблюдателя. И появились там эти идеальные сущности в результате процесса вычисления. Кстати, даже простейшее ощущение, тоже результат вычисления (на уровне нейрофизиологических механизмов).
Упоминал в ответе 3155…
https://www.nkj.ru/forum/forum26/topic11627/messages/message359406/#message359406
Ссылка на лекцию Вячеслава Дубынина:
https://postnauka.ru/video/80726
И в этом плане, свойства наблюдаемого очень даже зависят от наблюдателя. Ведь все свойства объектов (а значит и сами объекты) мы постигаем через ощущения, восприятия, представления, понимания… Типа, свойства мы вычисляем (а значит, и сами объекты мы тоже вычисляем). Реальность нам недоступна непосредственно, она доступна нам только в вычислениях. Вот вычисленная реальность и представляет для нас действительность. Действительность, по сути, результат наших вычислений…
Например, скорость/импульс некоего наблюдаемого объекта зависят от того в какой инерциальной системе наблюдатель находится. То есть, это свойство зависит от инерциальной системы наблюдателя. Если выразится по-другому, то это свойство зависит от точки зрения наблюдателя.
Не говорю про цвет объекта (цвет, вообще субъективная штука), просто про длину отражаемых (отражение, это ведь, по сути, всегда переизлучение) от объектов электромагнитных волн. Эта длина будет разной в зависимости от того приближается к наблюдателю объект или удаляется. Соответственно, и воспринимать наблюдатель будет разной длины электромагнитные волны от этого объекта.
Не найти такого свойства у окружающих объектов, которое бы не зависело от наблюдателя. Мало того, все свойства являются результатом вычисления (тот же пространственный объём, цветовая гамма и т.д.). Наш мозг производит вычисления всего того, что поступает через органы чувств. Даже само наличие/отсутствие объекта, это результат вычисления (интерпретации) на основе поступающих сенсорных сигналов. Мы частенько воспринимаем несколько одновременно двигающихся объектов (в одном и том же направлении, с одной и той же скоростью) как отдельный объект (единое целое, так сказать). Куча листьев, подхваченная порывом ветра на короткое (или не очень короткое) время представляется для нас неким целым клубком. Когда порыв ослабнет листья начинают падать, двигаясь каждое по своей траектории с разной скоростью – иллюзия единого целого распадается/исчезает…
Для высших психических функций (для нашего воображения/представления (образного мышления, так сказать), для нашего осознания/сознания, для вербального (знакового) мышления, для абстрактного мышления (в том числе и для абстрактно-логического)) тем более, представляются уже результаты вычислений. По сути, для нас (для нашего «Я», для нашего сознания) доступны только результаты очень глубокой многоэтапной обработки совокупностей сигналов от различных органов чувств структурами нашего мозга.
Степень объективности (соответственно, и степень независимости наблюдаемого объекта от конкретного наблюдателя) наблюдаемого объекта для конкретного наблюдателя определяется совпадением «картинок» от разных органов чувств, так сказать. То есть, если то общее (присущее всем комбинациям сигналов поступающих от различных органов чувств) – абстракт (на «животном уровне») совпадает раз от разу, то наблюдаемый объект реален. Такая объективность определяется на уровне субъективного восприятия.
Абстракт на «животном уровне» нами выделяется вполне автоматически. Например, нечто круглое наблюдатель будет видеть и приближаясь к шару, и удаляясь от него, и заходя с разных сторон, и при разном освещении и т.д. Объективность на таком уровне относится именно к абстракту – круглому.
Объективность более высокого уровня, так сказать, определяется уже на уровне субъективных представлений.
Например, для разных органов чувств (точнее, на основании ощущений от поступающих сигналов от этих органов чувств) формируется восприятие некоего объекта.
Тактильные ощущения от поверхности кожи рук формирует восприятие шара, как нечто гладкое, без острых углов и т.д. Вот это гладкое и будет абстрактом для тактильного восприятия. Типа, неважно, как трогает наблюдатель шар: сильно нажимая или слабо, одной рукой или двумя и т.д. – объект всё время при восприятии остаётся гладким.
Итак, у наблюдателя сформировалось два абстракта восприятия абстрактов (от разных органов чувств) – зрительное и тактильное. Эти восприятия для него представлены в очень различных комбинациях. Но во всех (или в большинстве) таких комбинаций всегда можно выделить нечто общее – абстракт. Этот абстракт также определяется нашим мозгом вполне автоматически. В данном случае –то будет одновременное наличие восприятия гладкости и восприятия круглости (скорее всего, в определённом соотношении). Вот эта определённая комбинация гладкости-круглости формирует представление образа шара (шарообразность, так сказать). Шарообразность – это абстракт более высокого уровня. Как только сформировался такой абстракт (шарообразнось) по отношению к какому-либо наблюдаемому объекту, мы начинаем наделять этот объект таким свойством, даже располагая всего одним сенсорным каналом (например, зрения).
Увидали круглое, значит оно и гладкое (они ведь связаны в определённом соотношении в шарообразном).
Это были примеры объективности для отдельного наблюдателя. Объективность более высокого уровня формируется в социуме путём согласования различных точек зрения на одно и то же (по сути, происходит процесс выделения некоего абстракта). То есть, в наблюдаемом выделяется нечто общее, которое могут наблюдать все наблюдатели. Здесь уже не обойтись без знаковой системы (иначе как можно согласовать точки зрения между различными наблюдателями). Знак должен одинаково (и желательно, однозначно) восприниматься всеми наблюдателями. Разумеется, речь идёт о членах социума, о членах некоей социальной группы.
Представления можно согласовать на уровне эмоционального языка, понимания только на уровне более высоком (в этом случае без членораздельной речи не обойтись).
Если у разных членов группы с разными представлениями о некоем объекте в процессе согласования сформировался некий абстракт, то этот абстракт и будет считаться объективным свойством объекта для всех членов группы, которые приняли этот абстракт. И оборотная сторона – те члены группы, которые не приняли этот абстракт «выпадают» из группы. То есть, по-любому, в группе остаются только те кто, разделяет данный абстракт. Как я уже ранее говорил, группы в социуме могут выделяться по любому признаку, по любому критерию – в том числе и по отношению к тому или иному абстракту.
Для социума обладающего только эмоциональным языком имеется возможность согласовать только самые общие абстракты – плохое/хорошее, вкусное/невкусное, страшное/нестрашное… Разумеется, жесты и демонстрация объектов в дополнение эмоциям (выражаемых тоном и громкостью звуков, гримасами, позами и т.д.) позволяет согласовать гораздо больше абстрактов (неких качеств/свойств присущих объектам).
При появлении членораздельной речи появилась возможность согласовывать представления на очень высоком уровне и по многим параметрам – на уровне пониманий.
Любое понятие – это, по сути, и есть согласованный абстракт.
Мало того, при появлении языка (особенно когда появилась членораздельная речь) появилась возможность сформировать субъективное понимание у отдельного наблюдателя (до этого такой возможности не было). Забавно, что язык сформировался как инструмент социума (средство управления членами социума), а затем интериоризирован отдельными членами социума. То есть, сначала язык это чисто внешнее явление для человека (в раннем детстве), внутри его попросту ещё нет. А затем он становится и внутренним явлением тоже (конечно, внешнее явление никуда не исчезает).
Интериоризация.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F
Не зависимо от отдельного наблюдателя существует только некий абстракт (принятый в социуме), описывающий некое качество/свойство объекта. И независимым он является по причине того, что это абстракт принадлежит всему социуму (той социальной группе, в которую входит данный наблюдатель) сразу, а не отельному наблюдателю (наблюдатель только интериоризировал этот абстракт, скопировал абстракт себе внутрь, так сказать).
Получается, что свойств объекта независящих от наблюдателя попросту не существует.
Просто, в нашем случае, в роли наблюдателя выступает сам социум (социальная группа). А понятие, это и есть точка зрения социума (группы). То есть, понятие зависит от социума непосредственно (и опосредованно через процесс согласования – от членов социума). А ведь в понятиях мы описываем объекты (якобы реальные, а на самом деле – сначала вычисленные нашим мозгом, а затем результаты этих вычислений были согласованы между собой – то есть, процесс вычисления уже шёл на уровне социума).
Ну и сам объект также никак не зависит от абстракта (мало ли что там люди напридумывали для описания видимого ими). Мало того, даже найденные закономерности не имеют никакого влияния на реальность (не подчиняются планеты закону всемирного тяготения, типа). Закономерность, это тоже результат вычислений. Это некий абстракт, применяемый при формировании каскада реакций опережающего отражения (формирование прогноза). Способность формировать адекватные прогнозы повышает выживаемость (способствует самосохранению системы).
Изменено:
ArefievPV - 03.12.2017 12:09:37